Несмотря на то, что фильм "Дуэлянты" был первой полнометражной картиной Скотта, он был настолько хорош, что тут же получил приз Каннского кинофестиваля за лучший дебют.
В основе сюжета лежит повесть Джозефа Конрада о двух французских офицерах, которые из-за пустяка вновь и вновь сходятся на дуэли. Начинается эта история при Бонапарте в бытность его первым консулом, заканчивается при Людовике XVIII-м.
Карьерный рост, любовь, путешествия, дружба, все это отходит на второй план, как только забияка Феро встречает д`Юбера. Тот вынужден каждый раз отвечать на вызов, чтобы не прослыть трусом...
У Скотта получился фильм не столько о французских офицерах времен наполеоновских войн, сколько о месте человека в жизни. Д`Юбер, понимая абсурдность происходящего, каждый раз подчиняется судьбе, потому что иначе его чести будет нанесен урон. И только через много лет понимает, что полтора десятка раз рисковать головой из-за ерунды - это не совсем про честь.
Скотту удалось хорошо показать чем отличается действительно человек чести от вздорного глупца. С какой иронией он показывает секундантов Феро, принесшие вызов его противнику в 1816 году. Благополучный человек в отлично сшитом костюме и пара оборванцев в лохмотьях. Эта сцена воистину великолепна. Равно как и та, в которой Феро, вся жизнь которого прошла в дуэлях и который к старости так ничего и не достиг, стоит на берегу реки.
Фильм снимался по большей части во Франции, в Сарле и его окрестностях.
Исключительна хороша работа художника по костюмам Тома Ренда. В фильме можно увидеть гусарские мундиры и роскошные дамские наряды, домашние халаты и дезабилье. Выглядит это настолько достоверно, что критики недаром вспомнили о "Барре Линдоне" Кубрика, где костюмы были исключительно аутентичны, а съемки велись при естественном свете.
Практически до самого конца я думала, что фильм почти идеален. Но в конце в бочку меда была добавлена ложка дегтя, причем немаленькая.
Когда я увидела Жозефа Фуше, который был в 2 раза толще себя реального и при этом еще носил бороду и усы. Да, бороду и усы в 1816 году... Я не поняла в чем дело. Альберт Финни - отличный актер, но его габариты... Не нашлось никого более худого? Не верю. А уж растительность на лице персонажа я и вовсе не знаю, как объяснить с учетом того, что со всеми остальными героями все было в порядке, начиная от дамских причесок и кончая гусарскими косами. Что это было?
Но в целом фильм очень хорош, куда лучше большинства более поздних фильмов Скотта.
Картинки с сайтов: https://www.imdb.com/ и https://www.photo.rmn.fr/
P.S. Кстати, в основе и романа, и фильма лежит вполне реальная история.
P.P.S. Еще один интересный момент. Д`Юбер, судя по фамилии, - дворянин, Феро - нет.