Я уже не раз писал про Букринский десант, но поскольку в Дзене отдельной статьи не было, то решил ещё раз вернуться к этой теме.
Хотя эта операция официально именуется Днепровской воздушно-десантной, но мне кажется, что логичнее называть её именно Букринской. Поскольку Днепровских операций планировалось несколько, видимо, целых три. Точно известно про ещё одну, которую должен был проводить Южный фронт. Иногда про эту операцию рассказывают, что высадка планировалась в Крыму, но, как я понимаю, планировался и десант в Крыму, и десант при форсировании низовий Днепра. Видимо, рассматривалось и ещё возможность выброски какого-то десанта для захвата плацдармов на Днепре. Поскольку воздушно-десантные войска на начало осени готовили по моим подсчётам пять операций. Три я перечислил, ещё одна в полосе 1-го Прибалтийского фронта.
В целом можно только приветствовать такое грамотное решение советского руководства, как захват плацдармов крупными воздушными десантами. Столь современные методы ведения боевых операций, несомненно могли бы принести успех, но… при выполнении нескольких требований. При обеспечении господства в воздухе хотя бы на отдельных участках фронта, при постоянном и тщательном проведении разведки всеми возможными методами, при тщательном планировании и подготовке. Ну и, конечно, при наличии достаточного количества подготовленных воздушно-десантных частей и транспортной авиации.
А если этого всего нет, то и рассчитывать на успех, как-то странно…
Конечно, господство в воздухе можно и не обеспечивать, если проводить операцию ночью. Но тогда нужно ещё более тщательно планировать операцию.
Воздушно-десантные войска у Красной Армии к сентябрю 43-го опять были. Несмотря на то, что все сформированные ранее соединения уже давно воевали в качестве обычной пехоты, в апреле началось формирование новых гвардейских воздушно-десантных бригад. Первые должны были быть готовы к началу сентября, а всего их формировалось аж два десятка. Четыре месяца на подготовку воздушно-десантного соединения с нуля, даже при комплектовании его личным составом, имеющим боевой опыт — это, мягко говоря, немного даже в военное время. Но по меркам РККА и это немало. В Букринский десант планировались три бригады: 1-я, 3-я и 5-я.
С военно-транспортной авиацией в Красной Армии было совсем не замечательно. Хотя в разных источниках перепечатывают данные, что:
Для десантирования были выделены 150 бомбардировщиков Ил-4 и В-25 «Митчелл», 180 транспортных самолётов Ли-2, 10 самолетов-буксировщиков и 35 десантных планёров А-7 и Г-11.
Но откуда взяты эти цифры взялись я так и не понял. Так же упоминается, что привлекались 1-я, 53-я и 62-я авиационные дивизии АДД. Может быть в каких-то планах, которые я не видел, вся эта авиационная мощь и указана, но реально десантирование производилось силами 101-го и 102-го транспортных авиационных полков. Всего в них по списку было 65 самолётов «Дуглас», из которых исправными к началу операции были лишь 48. Большинство самолётов были сильно изношены, в результате даже в перегруз могли взять только полтора десятка десантников. Для полноты картины не забудем, что и горючего для самолётов не было завезено достаточно, поэтому десантирование прекратилось быстро и внепланово. Что спасло немало жизней тех, для кого выброску отменили.
Вопрос по планерам ещё требует пояснения. Судя по воспоминаниям пилотов 1-го авиационно-планерного полка, их часть в операции принимала участие, и даже упомянуты пилоты, которые в той операции погибли.
На самом деле десант этот должен был завершиться, ещё не начавшись. Поскольку задачей был захват плацдармов, на которые должны были потом переправиться передовые части наших наступающих войск. Но пока операцию готовили, передовые части 3-й танковой армии уже переправились на правый берег Днепра и захватили плацдарм, названный Букринским. Смысла в такой сложной операции, как выброска крупного десанта уже не было. Начальство, однако, быстро сменило задачу, и теперь корпус должен был воспрепятствовать переброске немецких подкреплений против захваченного плацдарма. Вообще эту задачу должны были выполнять изначально несколько партизанских отрядов, переброшенных уже в тот район, среди которых были и хорошо подготовленные диверсионные части (про которые, видимо, забыли, поскольку взаимодействие десанта с партизанами не планировалось). Постановка же новой задачи требовала существенного пересмотра планов, проведения новой разведки и пр.
Но это, видимо, никого не смутило, поскольку пересматривать было нечего, и разведку проводить, судя по всему, не считали нужным. То есть какие-то планы были, но их составляли в штабе фронта, который до этого воздушно-десантных операций не проводил и опыта нужного не имел. При этом командование воздушно-десантных войск к планированию операции не привлекали. Может просто не успели, поскольку решение на проведение операции было 17-го сентября, а план утвердили 19-го. Хотя времени на доработку и прочее было, но ничего не делали, командование ВДВ узнало подробности лишь в день операции, рядовым участникам задачи ставили уже в воздухе. Десантники после высадки даже толком не знали, в каком районе они оказались и лишь догадывались, что это Украина. Что усугублялось отсутствием карт.
В штабе фронта так же не предусмотрели высадки передовых групп и обозначения зоны выброски на земле кострами. К этому добавилось то, что пилоты транспортных самолётов не имели опыта подобных операций, потому выбрасывали десант с большей высоты, (выше 1000 м, хотя положено не более 700) и на слишком большой скорости. Кроме того, многие пилоты просто заблудились и десант сбрасывали куда угодно. Повезло тем, кто попал на территорию своих войск или просто вернулись, не найдя места выброски. Меньше повезло тем, кого сбросил в Днепр. Увы, но немало десантников выбросились прямо на головы немецких войск, их расстреливали в воздухе из всего, что имелось, от пистолетов до 20-мм зениток.
К сожалению, разведка не дала данных по количеству и расположению немецких войск, о большинстве частей просто не знали. Почему-то считалось, что немецких сил в зонах высадки не было.
Впрочем, просчеты были не только в планах штаба фронта, но и сами десантники тоже сделали немало. Если в один самолёт посадить всех радистов с рациями или всех высших офицеров, то один немецкий зенитный снаряд может нанести непоправимый ущерб. К сожалению, об этом вспомнили уже тогда, когда исправить что-то было нельзя.
Всего выброшено 4575 парашютистов. Выжило из них около тысячи, даже точные потери неизвестны. Учитывая всё изложенное мною выше, остается только радоваться, что погибли не все.
Виновников указал сам товарищ Сталин (Юрьев — это псевдоним Г. К. Жукова, Н.С. Скрипко — заместитель командующего авиацией дальнего действия):
ДИРЕКТИВА СТАВКИ ВГК № 30213 КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ ВОРОНЕЖСКОГО ФРОНТА, ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ СТАВКИ
О ПРИЧИНАХ НЕУДАЧИ ВОЗДУШНОГО ДЕСАНТА НА ВОРОНЕЖСКОМ ФРОНТЕ И ОБ ИЗЪЯТИИ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ БРИГАД ИЗ ПОДЧИНЕНИЯ КОМАНДОВАНИЯ ФРОНТА
3 октября 1943 г. 01 ч 40 мин
Констатирую, что первый воздушный десант, проведенный Воронежским фонтом 24 сентября, провалился, вызвав массовые ненужные жертвы. Произошло это не только по вине тов. Скрипко, но и по вине тов. Юрьева и тов. Ватутина, которые должны были контролировать подготовку и организацию выброски десанта.
Выброска массового десанта в ночное время свидетельствует о неграмотности организаторов этого дела, ибо, как показывает опыт, выброска массового ночного десанта даже на своей территории сопряжена с большими опасностями.
Приказываю оставшиеся полторы воздушно-десантные бригады изъять из подчинения Воронежского фронта и считать их резервом Ставки.
И.СТАЛИН
Все планируемые ранее воздушно-десантные операции отменили. Подготовленные десантники снова пошли воевать в пехоту.
Такой вот печальный итог.
Рекомендую вам так же мою статью:
Воздушный десант в Орле: мифы и реальность