Выпущенная несколько лет назад монография о броненосце «Pelayо» сделала этот корабль, вероятно, самым известным у российского читателя. Тем интересней будет остановиться на поразительной аналогии между Резервной эскадрой адмирала Камары и 2-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала З. П. Рожественского, в первую очередь во всем, что касается трудностей с бункеровкой, сопровождавших эти два соединения.
Обе эскадры были посланы сражаться в отдаленные от метрополии регионы, и в обоих случаях они испытывали препятствия со стороны британского правительства, прикрывавшегося позицией «строгого нейтралитета». В этой связи будет нелишним напомнить, что лишь в 1907 году на Гаагской конференции был установлен критерий 24-часового пребывания корабля воюющей державы в нейтральном порту, к которому могли быть добавлены дополнительные 24 часа в случае необходимости ремонта или бункеровки.
Но как испанцы в 1898 году, так и русские в 1904 году находились под действием Вашингтонского соглашения 1871 года, гласившего, что «суда могут снабжаться углем и продовольствием, необходимым для достижения ближайшего порта данной нации». И, как мы это сейчас увидим, в обоих случаях позиция британского правительства показала его явное пристрастие к американцам и японцам.
Соединенные Штаты блокировали Гавану в ответ на взрыв 15 февраля 1898 года броненосца «Мaine», который они сочли испанской провокацией. В последовавших затем событиях у Испании не нашлось иного выхода, кроме как 24 апреля объявить войну. В первом же морском сражении противоборствующих флотов, последовавшем 1 мая у Манилы, напротив арсенала Кавите, Испания потерпела сокрушительное поражение от эскадры адмирала Дж. Дьюи.
Когда известие о поражении достигло Испании, для помощи войскам на Филиппинах было решено отправить туда Резервную эскадру. Здесь нелишне упомянуть, что поскольку мнения о характере дальнейших действий кардинально различались, было принято решение разделить наличные силы на две части: одну эскадру отправить на Антильские острова для защиты Кубы и Пуэрто-Рико, а другую пока оставить в водах метрополии. И лишь 16 июня было принято решение отправить вторую эскадру на Филиппины.
Командующему эскадрой ставилась задача совершить не поход к Маниле, с последующим решительным сражением, а переход к Холо или Минданао, для того чтобы гарантировать испанское влияние на южных Филиппинах. Впрочем, от идеи сражения с Дьюи испанцы не отказывались, в случае если «полученные новости о состоянии сил неприятеля не оставят другого выбора».
В конечном итоге в испанскую эскадру вошли: броненосец «Pelayo», броненосный крейсер «Carlos V» (два самых крупных испанских боевых корабля того периода), эсминцы «Аudaz», «Оsadо» и «Proserpina», вспомогательные крейсера «Rapido» и «Patriota», а также суда Трансатлантической компании «Isla de Panai», «San Francisco», «Buenos Aires», и угольщики «Kovadonga», «Кolon».
Самая большая проблема, стоявшая перед испанской эскадрой, состояла в отыскании нейтральных портов для бункеровки «Pelayo», обладавшего весьма ограниченной автономностью. Впрочем, выбора особого и не было: итальянские порты отпадали сразу, французские в принципе могли бы обеспечить корабли углем без лишних вопросов, но оставалась проблема прохода Суэцким каналом и пересечения Индийского океана, которые практически целиком были под британским контролем. Справедливости ради следует отметить, что эскадра вела с собой угольщики, но запасы на их борту предназначались исключительно для обеспечения действий на Филиппинах, ведь бункеровка в открытом море тогда представлялась весьма проблематичной.
Эскадра достигла Порт-Саида в 11 ч 20 мин 26 июня, но за три дня до прибытия испанских кораблей американская дипломатия оказала давление на британцев с требованием соблюдать нейтралитет самым строгим образом. Так что Камара в Египте столкнулся с проблемой — он мог получить уголь лишь для достижения Балеарских островов. Возмутительность данной ситуации заключалась в том, что ни сам канал, ни Египет не были тогда официальным британским владением! Разумеется, требования официальной Испании не заставили себя долго ждать, но они оказались бесполезными, и через четыре дня эскадре даже пришлось покинуть территориальные воды в ожидании разрешения на прохождение канала. В конечном итоге энергия Камары дала результаты, и 4 июля он двинулся каналом, прибыв 7-го числа в Суэц. Но, увы, к этому времени стало известно о поражении Серверы, в результате чего ему было приказано возвращаться.
Что интересно, ситуация практически один в один повторилась через шесть лет, с другой эскадрой (адмирала З. П. Рожественского) и с другим нейтральным портом (Виго).
14 октября 1904 года 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского вышла из Либавы.
В ночь с 20 на 21 октября в районе Доггер-банки несколько английских рыболовных судов были приняты за японские миноносцы, из-за чего Рожественский приказал открыть огонь. Когда известие об этом достигло Великобритании, та потребовала возмещения причиненного ущерба.
23 числа русская эскадра разделилась на две части: первую, куда вошли все самые сильные броненосцы под управлением самого Рожественского, и вторую, включавшую все остальные корабли. Последняя незамедлительно взяла курс на Танжер, благодаря тому, что напротив Брайтона и Ноттингема, вне английских территориальных вод, ее снабдили углем два германских угольщика.
Эта мера была принята ввиду необходимости загрузить флот Рожественского углем и продовольствием, из-за чего он должен был зайти в галисийские воды. Русский адмирал остановил свой выбор на Виго, где стал на якорь ночью в среду 26 октября. Четыре наиболее мощных русских броненосца: «Князь Суворов» (флагман), «Император Александр III», «Бородино» и «Орел», вошли в строй в период с 1903 по 1904 год.
Испанские власти, представленные в первой инстанции Военным комендантом города капитаном 1 ранга Хосе Руисом-и-Риверой (José Ruiz y Rivera), передали Рожественскому приказ, полученный из Мадрида от Морского министра Х. Феррандиса (José Ferrándiz), что Испания должна
в связи с этим визитом соблюдать позицию строгого нейтралитета, из-за чего запрещалась бункеровка русских кораблей в порту и просто передача угля. Впрочем, русский адмирал перед испанским заявлением не растерялся и заявил, что целью визита является производство кое-какого ремонта, хотя, как оказалось, это не соответствовало действительности.
Справедливости ради следует отметить, что симпатия испанских моряков к русским была более чем очевидна: слишком свежи были в памяти события, связанные с походом Камары в ПортСаид. Впрочем, и симпатии простых испанцев также были налицо. Отзывы жителей Виго о русских, как правило, сопровождались эпитетами «сильные высокие белокурые христиане», в отличие от коварных и агрессивных японцев. Дело в том, что испанцы имели богатый опыт сотрудничества с азиатами в Индокитае и на Филиппинах. Как водится, общественное мнение пыталось все свести к определению «плохих» и «хороших», но вместе с тем, испанцы были по горло сыты британским всемогуществом, особенно когда «Эскадра Канала» совершала свои традиционные визиты в этот испанский порт.
Вероятно, эти демонстрации силы и заставили официальный Мадрид придерживаться позиции строгого нейтралитета. Со времени поражения в испано-американской войне Испании доставались лишь самые последние роли в международном спектакле. И понапрасну сердить Англию представлялось неблагоразумным: ведь только она могла своими демаршами защитить страну от весьма возможного германского нападения на испанские архипелаги.
Но вернемся к Рожественскому, идея которого состояла не в том, чтобы загрузиться испанским углем, а в том, чтобы, находясь в удобных для погрузки условиях, отбункероваться с зафрахтованных угольщиков. Вовремя осведомленный об этих планах, Руис Ривера снова напомнил русскому адмиралу, что тот не получил разрешения перевозить какой бы то ни было уголь в испанских территориальных водах.
Вечером 26 октября З. П. Рожественский совершил протокольный визит гражданским и военным властям города, прибыв в Морскую комендатуру, где заявил о необходимости погрузить на его эскадру без промедления 8000 т угля...
© А. А. Аламильо
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №51/2009
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut