Написать байку – это сродни придумыванию анекдота или сочинению народной песни.
Это я к тому, что ежели кому покажется, поведанное мной не чистая правда, а байка – я не обижусь, а сочту за комплимент.
В тот период истории авиации, о котором я хочу поведать, выпускник лётного училища должен был уметь летать. Вы скажите, что так должно быть всегда? И я соглашусь. Но и вы должны согласиться, что одно дело уметь летать, когда ты начинаешь свой путь в карьере вторым пилотом, и совсем иное, если ты сразу после училища получаешь в своё распоряжение самолёт, которым должен управлять без помощников и ассистентов. И пусть это всего-навсего маленький По-2, но требования к пилотированию самолёта, согласитесь будут выше.
Думаю, что уже понятно, что речь идёт о начале 50-х, когда из училищ выходили сразу же командиры самолётов По-2. И если у лётного командования были сомнения, что пилот повредит самолёт на взлёте или посадке или заблудится, то такой пилот просто не летал, аж до тех самых пор пока его не подготовят до нужного уровня.
Вот о таком пилоте, который был однокашником моего отца эта история.
Попав по распределению в город Полтаву, он долго не мог получить допуск к самостоятельным полётам.
Ну как долго?
Так долго, что командование поставило на нём, как на лётчике крест. Надеялись, что помается-помается наш герой и сам поймёт, что лётная работа – это не его. А пока он выполнял разовые поручения и обеспечивал общественную работу подразделения. Поставили его руководить комсомольской организацией. У летающих-то пилотов на это времени нет. Парень молодой, смышлёный – пусть хоть какая-то польза будет.
И он занялся и справлялся довольно хорошо.
И вот приезжает в их подразделение большое начальство – заместитель начальника Украинского управления ГВФ по партполитработе. Не все знают, поэтому нужно уточнить, что в те стародавние времена гражданская авиация называлась – гражданский воздушный флот или ГВФ.
Естественно, что замполит кроме администрации должен был общаться с руководством партийной и комсомольской организаций. Так, что довелось нашему герою лично общаться с большим начальником из самого Киева и произвести на того хорошее впечатление.
А потом, когда этот большой начальник пошёл обедать в столовую, наш хороший общественник перехватывает его и просит взаймы трёшку, чтобы, значит, пообедать. И обещает с зарплаты вернуть.
Замполит всего Украинского управления опешил от такой просьбы.
-Что, - спрашивает, - зарплаты пилота не хватает?
-Так я не летаю уже полгода. Как выпустился, так и не летаю, - наивно отвечает наш герой.
Ошарашенный начальник забыл про обед и прямиком к лётному командиру. Объяснитесь, мол, товарищ лётный начальник. Тот, естественно всё рассказал и про проблемы пилотирования, и про заблудится, как пить-дать, если один полетит. Но замполит на все объяснения так спокойно ледяным тоном:
-Не умеет летать или не умеете научить? Государство деньги потратило на подготовку, а Вы, значит, используете лётчика писарем? Смотрите, если, что поищем на Ваше место того, кто сможет организовать подготовку готового пилота.
Ну, естественно, что начальство забыло срочно, что крест поставило на лётной карьере нашего героя. И это крестик стёрло будто его та ми никогда не было.
Всю эту историю он лично поведал моему отцу, когда он повстречались в киевском аэропорту Жуляны. И на вопрос отца:
-А как сейчас?
Он ответил:
-А сейчас я взовьюсь ясным соколом на высоту 100 метров по минимальному приведённому давлению и, держась правее железной дороги Киев-Полтава, из расчёта 10 копеек километр, полечу домой.
-А потом?
-А потом опять в Киев. Начальство считает, что это единственная трасса, на которой заблудиться невозможно даже мне.