Найти тему
Жизнь советского человека

Процветающий советский посёлок на Полярном Урале. Как поступили с его последними жителями?

Оглавление

В тяжёлый период 1942 года, когда не произошёл ещё окончательный перелом в войне, армия и вся страна крайне нуждалась в угле. Поскольку шахты Донбасса были недоступны, попытать удачи решили на севере. Геологическая партия была отправлена в район реки Хальмер-Ю, и разведка оказалась удачной. Группу решили оставить на зиму, чтобы поработать с определением объёмов месторождения. И чуть не потеряли людей.

Возвращение рабочих с шахты, 1945 год
Возвращение рабочих с шахты, 1945 год

Попытки передать продовольствие никак не удавались. С огромным трудом, после долгих поисков рабочие были найдены на грани голодной смерти и перевезены в Воркуту. Но разработку угольного месторождения не забросили. За лето 1943 год создали необходимую материальную базу. К осени для 250-ти человек работала радиостанция, баня, пекарня и столовая. Запас продовольствия был завезён заранее. Остались работать 8 буровых бригад. Добывали уголь марки К 14, который был крайне нужен для коксохимического производства.

Жизнь в СССР

Строительство капитальной шахты начали в 1951 году. Через 6 лет она была введена в эксплуатацию. Работа даже для привычных горняков была сложная, поскольку шло крутое залегание пластов. Средняя добыча в лучшие годы составляла до тысячи тонн в сутки, и это был лучший коксующийся уголь в мире. Романтиков и практичных людей тянуло сюда со всего Союза. Первых восхищали красоты нетронутой человеком природы, вторых привлекали солидные деньги. Ведь к зарплате здесь шла надбавка в 80%!

Местное кафе-ресторан
Местное кафе-ресторан

При этом жить здесь было достаточно комфортно. Государство построило дома со всеми удобствами. В посёлке были 2 детских сада, ясли, общеобразовательная и музыкальная школы, профилакторий, хлебопекарня, больница. В местный гастроном съезжались кочевые оленеводы и закупались продуктами на месяцы.

Свободное время можно было провести в библиотеке или доме культуры, подтянуть образование в школе рабочей молодёжи. Построили даже свой ресторан – «Белые ночи».Жители обеспечивали себя мясом с местных свиноферм. Когда всё переметало снегом, домашнее задание детям диктовали по радио. Здесь же оборудовали самую северную в Коми метеостанцию.

Посёлок носил одноимённое название с речкой – Хальмер-Ю. Улицы его тянулись в целом почти на 20 км. В разные годы здесь жило 4-7 тысяч человек. Дважды в день можно было уехать по ж/д до Воркуты.

Так дорога часто выглядела зимой
Так дорога часто выглядела зимой

Здесь не было чужих, и люди привыкли жить, не запирая двери. В посёлке не было даже милицейского пункта. В воспоминаниях одного из жителей написаны удивительные вещи – когда он в 17 лет поступил в институт в Москве и услышал, как люди ругаются в автобусе, для него это стало шоком. В посёлке все жили дружно и как могли, помогали друг другу.

Годы перестройки и новая реальность

Во времена перестройки жизнь стала резко меняться. Значительно ухудшилось снабжение. Шахта постепенно вырабатывала свой ресурс. Нужно было закладывать новую, но для этого требовались средства и воля сверху. Не было ни того, ни другого.

В начале 90-х людям заявили, что в связи с нерентабельностью шахты она будет закрыта. Вопрос очень спорный, поскольку именно в это время месторождение хотели купить немцы, построить в Усть-Каре угольный терминал и добывать здешний уголь. Учитывая практичность этой нации, они никак не могли выразить желание вложить средства в убыточное месторождение! Поэтому причина закрытия шахты была всё та же – развал страны.

Уже без жителей
Уже без жителей

Официально жители получали компенсацию для приобретения нового жилья и возможность бесплатно перевезти вещи к новому жилью. Но гиперинфляция съедала финансы значительно быстрее. Некоторые с трудом «наскребали» деньги даже на проезд к новому месту жительства, не говоря уже о приобретении хоть какого-то жилья. Людей начали выселять раньше, чем для них построили жильё. В лучшем случае, люди получали недостроенные квартиры. Многие жители просто были заселены в общежития и гостиницы Воркуты.

Узнавая судьбу уехавших, оставшиеся жители пытались как можно дольше тянуть с переездом. В 1994 году в Хальмер-Ю оставалось ещё больше 4 тысяч человек. На следующий год полностью прекратилось финансирование посёлка. Зимой была отключена котельная. В это время в посёлке оставалось ещё почти сотня семей. После введения пропускного режима на железной дороге люди столкнулись с ещё одной проблемой – уехавшие не могли вернуться за вещами.

Вопрос с последними семьями власти решили радикально. Был вызван ОМОН. В квартирах вышибали двери, людей насильно загружали в вагоны и вывозили в Воркуту.

Водопад в Хальмер-Ю
Водопад в Хальмер-Ю

Как существует бывший посёлок сегодня?

В посёлке остались многоквартирные дома посреди красивейшей северной природы. Обрамляют остатки поселения живописные горы, среди камней шумят водопады. В реках полно рыбы, за которой, правда, с удовольствием заходят медведи. Леса богаты ягодами и грибами. Водятся зайцы и песцы. Водопад Хальмер-Ю и гора Пембой являются официально признанными памятниками природы.

С сентября 2001 года территория посёлка, где почти 40 лет жили, работали и верили в светлое будущее тысячи людей, стала авиационным полигоном. Теперь оставшиеся здесь здания имеют иное наименование – «условная цель одиноко стоящая больница» и подобные. Здесь проводятся испытательные стрельбы крылатых ракет.

Хальмер-Ю, в отличие от многих других заброшенных посёлков, не забыт своими жителями. Они пробираются сюда организованными группами, на вездеходах. Об их чувствах говорят оставленные у развалин цветы и надписи на оставшихся стенах.

Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал