В прошлом применяя печи не только для обогрева, но и для вентиляции и осушения подвального помещения инженеры-печники придумывали конструкции способные работать без больших затрат и дополнительной вентиляции. Все это делала печь при топке. Помещение не только быстро нагревалось, но и происходило осушение как подвальных, так и других комнат.
Через поддувала (8), введенные в топочное отделение и сделанные в виде воронок, направленных широкими раструбами вниз, в места в которых скапливается сырость (VI. VII)вытягивается из комнаты и подвального помещения. Железная труба (6), которая вмурована в середину дымовых оборотов, с помощью которой осуществляется быстрый нагрев. Она нагревается очень быстро и отдает тепло через верхние отверстия в ней.
1-топка,
2- поддувало в топку,
3- чугунная плита вместо свода,
4-хайло,
5-дымовые обороты,
6-духовая труба,
7- поддувала на поверхности чугунной плиты,
8-поддувала втягивающие сырость,
9- задвижка, регулирующая поддувала,
10-дымовая труба.
Духовая печь
I -план топки, дымовых оборотов и шанцев,
II- план печи на уровне поверхности топки.
Печь, с топкой, со стенками из чугунных плит. Свод топки сделан с отверстиями, на поверхности которых сделаны насадки (их видно на рисунке V). 4- дымовые обороты в которые вставлены металлические короба из листового железа (9), для более лучшего устройства пустот и передачи в шанцы (7) сильного жара, который посредством поддувал (8) вытесняется из печи во время топки.
III- разрез печи по линии А-В,
IV- разрез по линии С-D,
V- разрез по линии E-F.
1-топка,
2,3 - боров,
4-дымовые обороты,
5-душник из борова,
6-душник из шанцев,
7-шанцы,
8-поддувала,
9- короба.
Голландская печь с плитой
1- топка,
2-плита чугунная,
3- брусковое железо,
5-дымовые обороты,
6- выход дыма,
11,12,13 - поддувала,
14 - вьюшка.
Эта печь берет воздух из-под пола и с уровня полов. Для регулировки подачи воздуха ставятся регулирующие задвижки, с помощью которых можно переключать подачу воздуха в топку.
Все очень просто и доступно, если внимательно изучить как все это строилось. Заменив и как нам кажется, добавив массу регулирующего и автоматического мы упускаем наиболее важный аргумент, существовавший в 19 веке. Чем проще конструкция, тем она надежней и долговечней. Я не против автоматики, но если она вдруг выйдет из строя, то вероятность замерзнуть будет 100%.