Найти тему
КБ Сталкер

Преодоление завалов

Завалы на реке - частое и довольно опасное препятствие. По числу аварий они не уступают сложным порогам и водопадам. Возникают внезапно, меняют своё положение и могут отсутствовать в лоции.

Здесь речь пойдет о древесных завалах, которые можно встретить практически на любой лесистой реке.

Когда деревянный плот был единственным средством сплава, из-за них маловодные притоки и верховья многих рек считались непроходимыми. Современные надувные суда значительно расширили возможности сплава, однако и сегодня завалы могут снизить протяженность дневного перехода до нескольких км в день и даже сотен метров. Двигаться берегом порой бывает быстрее и легче.

Река Пурежка, Нижегородская область. Фотоиз группы ВК "На байдарках с ТурФМ"
Река Пурежка, Нижегородская область. Фотоиз группы ВК "На байдарках с ТурФМ"

Пропилы и разбор завалов занимают много времени и после пятого-шестого завала на километр реки энтузиазм быстро исчезает. Поэтому разбор небольших завалов можно рекомендовать лишь на хоженых маршрутах, где за сезон пройдёт несколько групп и, в свою очередь, можно воспользоваться результатами чужого труда.

Пропиливание завала на реке Руза, Московская область
Пропиливание завала на реке Руза, Московская область

Если завалы возникают на быстром течении, а обрывистые или заросшие берега затрудняют экстренное причаливание, такой участок реки должен просматриваться, как при первопрохождении. За поворотом, куда уходит струя не должно быть никаких сюрпризов. Иногда приходится чалиться за 100-200 м перед завалом и обносить весь участок. Разведка всегда займет меньше времени и сил, чем извлечение и ремонт судна, попавшего в завал.

Когда перед носом судна возникает слив, уходящий под гору бревен, остается два пути - экстренно чалиться к берегу или выбрасываться на завал. Решать нужно сразу.

Чалка к берегу - возможна, если у берегов есть улов или перед завалом существует подпор, а ширина слива позволяет развернуться. Выполняется обычный уход со струи с разворотом под берег, либо траверз потока на отрицательной скорости. При просмотре с воды на поворотах лучше двигаться по большому радиусу, не "срезая" излучины, тогда участок реки просматривается дальше и больше возможностей пристать к берегу.

Уход от препятствия вверх по течению на Щуке-2, река Волгуша
Уход от препятствия вверх по течению на Щуке-2, река Волгуша

На приведенном выше фото у туриста хватило времени на то, чтобы развернуться перед бревном и уйти вверх по течению. Левый берег пологий, можно было зачалиться на него и обнести. Но капитан "Щуки-2" выбрал другой вариант - пройти под бревном у правого берега. Однако высоты для прохождения байдарки с человеком не хватило, поэтому понадобились акробатические упражнения с перелезанием через бревно.

Преодоление бревна на реке Волгуша, Щука-2
Преодоление бревна на реке Волгуша, Щука-2

Следует учитывать, что чалка перед завалом  каждого следующего судна в группе будет всё более сложной, так как все удобные места будут заняты. Чтобы не создавать перед завалом "кучу-малу", очень важна дистанция. Нужно видеть впереди идущий экипаж и отслеживать его действия. Количество маневров в опасной близости от завала должно быть сведено к минимуму, и все они рассчитаны до гребка.

Выброска на завал производится, если нет возможности пристать к берегу, либо упущено время маневра. Успех её зависит от многих факторов, в том числе и от типа судна. Если вы просто пытаетесь затормозить перед завалом, струя рано или поздно развернет судно поперёк течения и прижмет к завалу лагом в области подсоса воды. Это наихудший вариант.