Приветствую вас друзья! С виду угловатый и неказистый, похожий на постапокалиптические творения из какого-нибудь "Безумного Макса", этот броневик является предтечей современных БТР.
Создание этой машины - это типичный случай проявления инициативы снизу. Осенью 1915 года в 26-автопулеметный взвод прибыл новенький американский полноприводный грузовик Jeffery Quad 4017.
Эти машины, разработанные в 1912-1913 годах, были весьма продвинутыми конструкциями своего времени: полный привод 4х4, задние колеса доворачивались при повороте руля, каждое колесо имело свой тормоз. Все это сочеталось с высокой надежностью и простотой обслуживания. Неудивительно, что на грузовик "положили глаз" военные разных стран, в том числе и России.
Командир взвода, штабс-капитан Виктор Родионович Поплавко, сразу же по достоинству оценив ходовые качества нового грузовика, решил сделать из него машину обеспечения, которая помогала бы штатным броневикам взвода действовать на поле боя подвозя боеприпасы, горючее, эвакуируя поврежденные машины в тыл. Для этого на грузовике забронировали спереди и с боков кабину с мотором и назвали "Чародей". 9 ноября 1915 года 26-й автопулеметный взвод вместе с "Чародеем" убыл на Юго-Западный фронт. Там машина показала высокую, особенно в сравнении с другими грузовиками, показала высокую проходимость. Это побудило изобретательного штабс-капитана к новым экспериментам с ней.
Основным препятствием для пехоты на поля боя являлись в те годы проволочные заграждения, против которых артиллерия была практически бессильна. Их прорыв, как правило, оборачивался громадными потерями -пока саперы пытались разобраться с "колючкой", пулеметные очереди буквально выкашивали пехотинцев. В январе 1916 года на Джеффери установили лебедку, два якоря-кошки с тросами и легкий разборный мост, служивший для преодоления окопов и рвов. Теперь "Чародею" предстояло играть роль средства прорыва инженерных заграждений. 27 января провели испытания, во время которых с помощью заброшенных за проволочное заграждение "кошек" грузовик разорвал четыре ряда колючей проволоки и растащил рогатки, укрепленные проволокой к деревьям.
Следующим шагом Поплавко была разработка и установка специального приспособления которое позволяло, используя собственную ударную силу рвать проволоку и выворачивать из земли колья, на которых она натягивалась. Также было сделано полное бронирование машины, причем форма нижней части корпуса была продумана с расчетом, чтобы разрушенное заграждение машина подминала под себя, не мешая своему дальнейшему движению. В конце апреля 1916 года прошли испытания нового броневика, давшие хорошие результаты. После этого, Поплавко решил обратиться к командованию с просьбой о помощи в реализации своей идеи:
Прошу оказать содействие в проведении моей идеи в жизнь. Для этого необходимо лишь дать наряд на сталь на Ижорском заводе, собрать „Джеффери“ в армии и дать мне кузнецов. Через две недели по получении всего будут созданы отряды „СЛОНОВ ГАННИБАЛА“, применение которых будет на первое время поворотным ключом в кампании...На каждой машине будет помещаться шофер, пулеметчик и 10 нижних чинов, вооруженных кинжалами, маузерами и ручными гранатами. 30 таких машин подходят на рассвете к проволоке противника, где ровное место и твердый грунт, переходят через нее и под прикрытием своих пулеметов подходят к окопу. В то же время люди, бросив гранаты, прыгают в окоп и занимают его... Сзади движется густая цепь пехоты, по которой не будет ружейного и пулеметного огня. После этого люди с машин наводят переносные мосты, возимые каждым броневиком, автомобили переходят рез окоп и рвут вторую линию.
10 мая 1916 года Поплавко продемонстрировал свой броневик начальнику инженерной службы 7-й армии и офицерам штаба."Чародей" на небольшой скорости смог свободно преодолеть заграждение из четырех рядов колючей проволоки, проделав проход достаточный для движения пехоты. Также демонстрировались преодоление окопа и канавы с помощью наведения легкого мостка, перевозимого самим броневиком. Начальник инженерной службы 7-й армии полковник Полянский в своем донесении в Ставку указал: "Результаты испытаний просто поразительны!"
В июне 1916-го "Чародей" вместе со своим создателем отбыли в Петроград, где Комиссией по броневым автомобилям были проведены всесторонние испытания броневика. Результатом испытаний стал срочный заказ Ижорскому заводу тридцати машин. В конце сентября заказ был полностью выполнен.
Конструкция бронеавтомобиля была типичной для тех лет: корпус собирался на каркасе из уголков методом клепки из листов хромоникелевой катанной броневой стали толщиной 7 миллиметров. Впереди размещался моторный отсек, на лобовом листе которого размещался крупный одностворчатый люк, для доступа охлаждающего воздуха к радиатору двигателя. Далее шла рубка, в которой размещался экипаж и вооружение. На месте грузовой платформы был оборудован небольшой по габаритам бронированный короб, в котором перевозились боеприпасы, запас бензина и запасные части.
Вооружение состояло из двух пулеметов системы Максима. Для стрельбы имелось четыре амбразуры. пулеметы устанавливались на специальных подвесных станках системы полковника Соколова и могли легко переставляться в нужную амбразуру. Угол обстрела по вертикали позволял поражать цели даже на дне окопа. Сектор же горизонтального обстрела пулеметов составлял всего 15 градусов.
Экипаж машины состоял из четырех человек: командира, водителя и двух пулеметчиков. Для посадки-высадки из машины служила дверь в правом борту бронерубки. Также, по задумке автора, на коробе можно было перевозить несколько пехотинцев - прообраз танковых десантов Великой Отечественной.
На переднем листе корпуса размещалось и ломающее приспособление, которое было съемным и должно было использоваться для прорыва проволочных заграждений неприятеля.
10 сентября 1916 года был утвержден штат Броневого автомобильного дивизиона Особого назначения. Он состоял из трех взводов по 10 машин в каждом. Взвод в свою очередь делился на звенья по три машины. В качестве средств обеспечения дивизиону придавались по четыре легковых и грузовых автомобиля, четыре автоцистерны, автомастерская и девять мотоциклов. Командование новым подразделением было поручено ставшему к тому времени уже капитаном В. Поплавко. Закончив формирование, дивизион 16 октября 1916 года отбыл на фронт.
Дивизион вошел в состав 11-й армии Юго-Западного фронта, командование которой запланировало в конце декабря 1916 года провести наступательную операцию частного характера, в которой должны были принять участие новые броневики. В качестве тренировки были проведены учения совместно с пехотой, на котором броневики прорвали проволочные заграждения на старых австрийских позициях. Результат был хорош - на прорыв "Джеффери" затратили не более минуты и оставили после себя проходы для пехоты. Но операцию отменили, чтобы раньше времени не рассекретить новую технику. решили дождаться общего наступления в масштабе фронта. Пока же решили сформировать еще три дивизиона подобных машин, для чего был дан заказ на изготовление 90 броневиков с улучшенным бронированием. Казалось бы предстоял массированный удар бронированными кулаками во взаимодействии с посаженной на броню пехотой - по сути новое слово в тактике того времени. Но, увы, сказать это слово русской армии не довелось. Февральская революция внесла в эти планы свои суровые коррективы. В результате, из вновь заказанных броневиков был построен только один - и тот "осел" в Запасном бронедивизионе в Петрограде.
В неудачном июньском наступлении 1917 года машины бронедивизиона особого назначения применялись как обычные броневики. Но и в этом качестве "Джеффери оказали большое содействие войскам.В частности они успешно прикрыли отход частей 17-го армейского корпуса, во время контрудара немцев на Тарнополь. 7 июля 1917 года первый взвод дивизиона под командованием хорунжего Иноземцева у урочища Лисьи Ямы (к северо-востоку от Тарнополя) атаковало германские части и под сильным артиллерийским огнём противника заполнило разрыв, образовавшийся в наших пехотных цепях. задержав наступление немцев на 3,5 часа.
В тот же день два других взвода штабс-капитана Алексеевцева (2-й) и штабс-капитана Устинова (3-й) прикрывали боем эвакуацию имущества под м. Езерны. После много часового боя, броневики прорвались через горящую Езерну, попутно взорвав склад боперипасов, который не смогли вывезти, и отошли к Тарнополю. 8 июля все взводы прикрывали переправы через р. Серет и Шоссе Тарнополь - Ново Заложице. Поскольку деморализованная пехота практически бежала, броневики вели бой с 8 утра до 8 вечера практически в одиночку, непрерывно атакуя немцев, расстреливая их в упор и не давали продвинуться вперед. Кроме того они вывозили раненых, эвакуировали брошенные при отступлении войсками орудия и пулеметы.
Дивизион понес ощутимые потери - две бронемашины были разбиты огнем вражеской артиллерии, а ещё три были повреждены и подорваны своими экипажами, во избежание захвата противником.
Надо учесть, тот факт что 7-8 июля непрерывно шли дожди, приведшие грунтовые дороги в полную негодность, так что повышенная проходимость "Джеффери" здесь была как нельзя кстати.18 июля первый взвод совместно с частями 122 -й пехотной дивизии атаковал г. Гжималув: действуя совместно с пехотой, броневики ворвались в город, выбили оттуда противника и преследовали его ещё окола полутора километров. Это был их финальный эпизод в мировой войне. Чуть ниже немного фото из фронтовой жизни броневиков:
После октября 1917 года Дивизион особого назначения был украинизирован и вошел в состав войск Центральной Рады. Однако ненадолго. Вскоре после падения этого украинского правительства броневики достались новым владельцам - по большей части Красной армии. От Красной армии в качестве трофеев две машины летом 1919 года достались полякам и одна чехословацким войскам.
В Красной армии предпринимались попытки улучшить машину. Так на одном броневике была установлена часть корпуса и башня от бронеавтомобиля «Шеффилд-симплекс». Но в целом, из-за отсутствия запчастей и трудностей ремонта эти броневики не долго оставались на вооружении РККА.
Как минимум один "Джеффери" использовался в Добровольческой армии генерала А.И. Деникина: он входил в состав 3-го бронеотряда 1-го бронедивизиона и назывался «Славный». Позже он был захвачен частями красных под Новороссийском в начале 1920 года.
Во время боев под Тарнополем, несколько машин было захвачено германо-австрийскими войсками. Два из них в последствие были использованы фрайкорами в подавлении коммунистического восстания в Берлине в 1919 году.
Подводя итог, можно сказать что броневик конструкции Поплавко был весьма необычной и интересной машиной, которая как и любая техника имеет свои достоинства и недостатки. К безусловным достоинствам можно отнести в первую очередь полный привод и управляемые колеса, что обеспечивало машине лучшую проходимость и подвижность.Также было надежным и бронирование. Броневик обладал хорошим ударным действием. Большим плюсом была возможность перевозить грузы и раненых, т.е. выполнять функции БТРа.
Существенным недостатком являются недостаточный обзор и малые сектора горизонтального обстрела пулеметов - из-за чего использовать эти броневики можно было только попарно, так чтобы они могли прикрыть огнём друг друга. Если бы хотя бы один пулемет был установлен в башне с возможностью кругового обстрела это существенно бы улучшило боевые качества машины.
Также отмечалась теснота и плохая вентиляция в боевом отделении: ввиду отсутствия перегородки между моторным отсеком и боевым,что было сделано в целях обеспечения доступа к двигателю из кабины, воздух в последней сильно нагревался и наполнялся выхлопными газами от мотора и пороховыми от работающих пулеметов, что создавало тяжелые условия для работы экипажа.
И ещё один момент - броневик так и не был применен по своему изначальному предназначению, т.е. в качестве десантно-штурмовой машины. Хотя это скорее стечение обстоятельств, которое никак не связано с боевыми качествами машины.
В завершении хотелось бы несколько слов сказать о судьбе конструктора бронемашины. Виктор Родионович Поплавко был весьма неординарным человеком. Родился он в 1881 году в Полтаве. В 1902 году окончил военное училище. В 1911 году отучился на военного летчика в Севастопольской авиационной школе и в 1912-1913 годах служил в 23-м корпусном авиационом отряде.
С началом Первой мировой войны в Фанагорийском гренадерском полку. Затем перешел на службу в автоброневые части. В начале 196 года был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени - «за отличия в 19-м пулемётном взводе», когда 17 августа 1915 года в бою у деревни Теофиполка, он, выехав на бронеавтомобиле, под сильным артиллерийским и пулеметным огнем смог восстановить разрушенный неприятелем мост, по которому переправился на другой берег и переправил остальные машины взвода После чего отразил контратаку противника и захватил 8-орудийную вражескую артиллерийскую батарею. В августе 1917 года примкнул стал депутатом украинской Центральной рады. После её поражения эмигрировал за границу. Но в 1921 году перешел на сторону советской власти. Работал в оборонной промышленности и даже был награжден орденом Ленина. В 1937 году был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной организации и расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР в январе 1938 года на полигоне НКВД "Коммунарка". Реабилитирован он был только в 1957 году.
Источник: М. В. Коломиец "Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне". М.В. Коломиец "Русские броневики в боях. Бронечасти первой мировой", D.Bullock "Armored Units of the Russian Civil War. Red Army", С. Кирилец "Бронеавтомобили Второго рейха", Г.Л. Холявский "Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортёры". Журнал "Танкомастер" №01 за 2001 год
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии - это поможет развитию канала! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!