Найти тему

Фирменные поезда СССР. Гонка поездных бригад за звание лучшего фирменного поезда страны.

Во времена Советского Союза железная дорога страны была на передовой. Сотни интересных маршрутов, разнообразный подвижной состав, уникальная красочная ливрея фирменных поездов.

Тепловоз 2ТЭ10Ут-секция ??? с вагонами фирменного поезда "Южный Урал". Источник: http://forum.nscaleclub.ru/index.php?topic=4924.0
Тепловоз 2ТЭ10Ут-секция ??? с вагонами фирменного поезда "Южный Урал". Источник: http://forum.nscaleclub.ru/index.php?topic=4924.0

А знаете ли вы, что у поездных бригад были товарищеские соревнования за звание лучшего поезда страны? Если на сегодняшний день в России существует единственный лучший поезд - Красная Стрела, и то из-за того что его намеренно выделили из всей оставшейся серой массы (не беру в расчет частных перевозчиков), то во времена Советского Союза каждый фирменный поезд имел возможность называться лучшим поездом страны.

Критерии оценки фирменный поездов были очень многообразны, ниже представлены некоторые из них:

  1. Первым пунктом было общее состояние и чистота состава. Оценивался труд поездной бригады внутри вагонов. Проверялись даже самые недоступные места, такие как багажные полки, и иногда даже потолки в купе.
  2. Вторым оценочным критерием был уровень обслуживания пассажиров (уровень сервиса). В один из рейсов поезда в него садилась специальная проверочная группа под видом пассажиров. Именно она оценивала работу поездной бригады. Данная группа проверяла способность проводников выходить из нестандартных ситуаций, проверяла стрессоустойчивость, обслуживание и общение с пассажирами. По итогу рейса поездной бригаде выставлялись определенные баллы по различным критериям.
  3. Производилась оценка дополнительных услуг в составе поезда. Во времена Советского Союза многие поездные бригады предоставляли дополнительные услуги, например, в фирменном поезда №1«Латвия» Москва-Рига некоторые купе вагонов были преображены в так называемые «детские комнаты», куда можно привести детей, чтобы им было не так скучно путешествовать, купе - "салон красоты", где девушки могли навести красоту перед прибытием в пункт назначения.
Детское купе в фирменном поезде №1/2 "Латвия" сообщением Москва-Рига. Автор: SM@TRON. Источник: https://rail-club.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=14185&start=15
Детское купе в фирменном поезде №1/2 "Латвия" сообщением Москва-Рига. Автор: SM@TRON. Источник: https://rail-club.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=14185&start=15
Салон красоты в фирменном поезде №1/2 "Латвия" сообщением Москва-Рига. Автор: SM@TRON. Источник: https://rail-club.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=14185&start=15
Салон красоты в фирменном поезде №1/2 "Латвия" сообщением Москва-Рига. Автор: SM@TRON. Источник: https://rail-club.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=14185&start=15

4. Оценивались так же знания регламентов работы бригады поезда, их степень готовности к аварийным ситуациям и оказание первой медицинской помощи.

Оказание первой медицинской помощи в составе фирменного поезда. Автор: SM@TRON. Источник: https://rail-club.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=14185&start=15
Оказание первой медицинской помощи в составе фирменного поезда. Автор: SM@TRON. Источник: https://rail-club.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=14185&start=15

В послевоенное время и до 1970-х годов главным фирменным поездом страны считался поезд №1/2 "Красная Стрела", курсирующий между Москвой и Ленинградом. Однако, после восстановления последствий от Второй мировой войны и подъема экономики, постепенно начиналась соревновательная гонка поездных бригад.

В 1970-х годах на "хвост" Красной Стреле начал наступать фирменный поезд "Южный Урал" сообщением Челябинск-Москва. Данный поезд считался лучшим фирменным поездом в стране с 1972 по 1976 года. В состав поезда включались только купейные вагона на 36 и 18 мест. В составе поезда был вагон ресторан, багажный и почтовые вагоны в собственной ливрее. Славился этот поезд своим коротким временем в пути, первоклассным обслуживанием пассажиров, чистотой и по-настоящему домашним уютом.

Фирменный поезд №31/32 "Вятка" сообщением Киров-Москва был лучшим поездом с 1976 по 1980 года.

Простыни, наволочки и пододеяльники в поезде были исключительно льняные, каждому пассажиру выдавался специальный дорожный комплект, куда входили зубная щетка и паста, иголка с ниткой, щетка для чистки обуви и сапожный крем.

Именно так путешествовали жители Кирова и Кировской области, в комфорте и заботе.

Фирменный поезд "Вятка" на станции Киров. Автор: Альберт К. Источник: https://жд-клуб.рф/forum/viewtopic.php?f=5&t=10368&start=1110
Фирменный поезд "Вятка" на станции Киров. Автор: Альберт К. Источник: https://жд-клуб.рф/forum/viewtopic.php?f=5&t=10368&start=1110

Фирменный поезд "Кубань" сообщением Новороссийск-Москва занял первенство вместо "Вятки" с 1980 по 1982 года. Вагоны фирменного поезда "Кубань" были окрашены в синий цвет. Широкая межоконная полоса была красного цвета. Снизу окон шел накладной молдинг желтого цвета. Сверху над окнами белым цветом была нанесена надпись "Кубань". В составе поезда имелись мягкие вагоны "микст" венгерского производства с 4-местными купе.

Интересный факт.
За добросовестный труд и внимательное отношение к пассажирам в 1980 году бригады проводников «Кубани» были направлена на обслуживание Олимпийских игр в Москву.

"Латвия" сообщением Рига-Москва считалась лучшим поездом с 1982 по 1987 года, именно в вагонах "Латвии" существовали детские купе и салоны красоты, о которых говорилось выше. Прибалтийские курорты в 80-90-х годах имели большую популярность. Вся советская эстрада отдыхала и давала концерты в латвийской Юрмале, именно в эти времена фирменная "Латвия" получила звание лучшего поезда, гордо сохраняя его на протяжении пяти лет.

В 1987 году, в связи с политическими событиями и постепенным спадом туризма на Прибалтийских курортах, почетное звание лучшего фирменного поезда возвращается легендарной "Красной Стреле" сообщением Ленинград-Москва, которое она носит и по сей день.

Фирменный поезд №1/2 "Красная Стрела" сообщением Москва-Ленинград. Автор: Olavi Huotari.
Фирменный поезд №1/2 "Красная Стрела" сообщением Москва-Ленинград. Автор: Olavi Huotari.

А какой для вас фирменный поезд является лучшим? С удовольствием почитаю ваши ответы! Лично мой фаворит - поезд "Латвия" Рига-Москва, так как все моё детство прошло рядом с Рижским направлением, и мне не раз приходилось ездить данным поездом.

Благодарю вас за внимание! Ставьте лайк и подписывайтесь на Железнодорожный транспорт. До новых встреч ! :)

Смотрите также:

Легендарные пассажирские тепловозы времён СССР. ТЭП60 и ТЭП70

Легендарные грузовые тепловозы времён СССР. Тепловозы ТЭ2 и ТЭ3

#железная дорога #транспорт #поезд #фирменный поезд #история