Советы редактора
Расскажу о некоторых правилах культурного оформления текста (если строго — редакционно-технических), которые придутся кстати всем, кто пишет и сам оформляет рекламные, промоматериалы, презентации, лендинги, статьи, а также дизайнерам-верстальщикам. Эти нюансы находятся где-то на стыке правил правописания и технических правил верстки и, как-то так получается, ускользают от внимания и лингвистов, и дизайнеров. Раньше всему этому обучали корректоров и редакторов, а еще была такая профессия — технический редактор, сейчас все профессии «размылись» или синтезировались, и каждый сам себе копирайтер и дизайнер.
Я попробовала собрать всё, на что обращала внимание во время многочисленных вебинаров и онлайн-занятий, и расположить в относительно логичном порядке. Сначала хотела снабдить текст примерами, но их следовало как-то красиво оформить, и меня на это не хватило.
• В презентации шрифты должны использоваться логично. Это может быть один или пара-тройка шрифтов, но одинаковые элементы текста должны быть оформлены одинаково. Если тексты были скопированы или написаны в разных программах, шрифт получается разного размера, начертания и выглядит разнородно, это надо исправить.
То же самое касается шрифтовых выделений, без которых обычно не обходится ни одна презентация. Выделять фразы внутри текста капслоком (прописными буквами) считается неприличным: этот текст словно кричит. Но и остальные варианты стоит использовать разумно. Если одни важные фразы вы выделяете болдом, другие — цветом, третьи — подчеркиванием, но по логике они однотипны, это смотрится неряшливо. Если подписи под рисунками у вас то курсивом, то другим шрифтом, и все разного размера — это тоже некрасиво.
• Заголовки одного уровня (т. е. одной значимости) надо оформлять одинаково: шрифтом одного размера и начертания. Очень часто можно встретить презентации, где на разных слайдах однотипные заголовки — разные.
Если у вас текст с заголовками разного уровня, то их соподчиненность должна быть видна по шрифту. Например, заголовок первого уровня больше, а второго — меньше. Еще, например, считается, что заголовок полужирным шрифтом (болдом) «важнее» заголовка курсивом. Так или иначе, выбранный способ оформления должен быть унифицирован на протяжении всего текста.
• В заголовках все слова пишутся с такой же буквы, что и в обычном тексте. Не надо путать с английским языком и писать все слова с большой буквы. Вообще прописными буквами не стоит злоупотреблять, с них начинаются только имена собственные. А точка в конце заголовка не ставится (если это не специальный элемент оформления).
• Заголовки должны делиться на строки логично. Предлоги, как правило, должны примыкать к соответствующим словам, то есть строка с предлога начинаться вполне может, а вот заканчиваться им — вряд ли.
• Названия на латинице не заключаются в кавычки, в отличие от русских. Однако если в одном ряду встречаются и те, и другие, то лучше привести все к единообразию. Например, заключить-таки в кавычки все названия или использовать вместо кавычек выделение шрифтом.
• Кстати, кавычки — это тоже способ выделения текста, поэтому если название выделено шрифтом, то кавычки использовать уже не обязательно.
• В русском языке основными считаются кавычки-«ёлочки», именно их чаще всего можно встретить в печатных изданиях. Однако автоматически они ставятся в Word и в немногих других программах. Обычно мы имеем дело с "компьютерными" кавычками, именно они по умолчанию ставятся в большинстве программ, мессенджеров, браузеров и т. д. И достаточно распространены разного рода “лапки”. Требование тут одно: на протяжении одного текста/презентации соблюдать единообразие кавычек. Часто разнобой возникает при копировании текстов из разных источников. Лучше в конце проходиться по тексту и унифицировать все кавычки.
• В каждом разделе должно быть не менее двух подразделов! Если в каком-то параграфе текста есть пункт 1, должен быть пункт 2.
Особенности:
1. …
2. …
3. …
Требования:
1. …
Вот такого быть не должно. В этом случае надо писать без нумерации.
• Подпункты должны быть единообразными. Во-первых, они должны формулироваться одинаково, скажем, глагол должен стоять в одной и той же форме: Сделайте… Напишите… Выполните. Часто можно встретить: Сделайте… Написать… Вам следует выполнить — совсем разные формулировки. Начинаться они должны тоже одинаково: с маленькой или большой буквы (и то, и другое должно быть оправдано). Заканчиваться подпункты должны тоже одинаково: длинные — чаще всего точкой, короткие — точкой с запятой, запятой. Сейчас допускается и отсутствие знаков. Если подпунктов много и они короткие, то это выглядит красивее. Главное — чтобы все было унифицировано.
• Если в начале подпунктов у вас стоят цифры или буквы с точкой или скобкой, то после знака нужен пробел, иначе текст прилепится к цифре и будет смотреться некрасиво. Если вы используете буллиты, черточки или какие-то символы, то текст просто следует через пробел. Этот элемент оформления тоже должен быть унифицирован на протяжении всей презентации.
• Точка в русском языке всегда стоит ЗА кавычками! И в прямой речи, и в цитатах. Какие бы кавычки ни использовались. А вот если у вас целое предложение заключено в скобки, то точка также должна стоять внутри.
• Постоянно встречается разнобой с тире. Длинное тире вставить одним нажатием клавиши не получится! И очень мало программ, которые делают автозамену. Тире — это вот такой знак. А дефис-черточка вот такой. Есть еще минус – иногда его ставят вместо тире (видите разницу в длине?). В грамотном тексте дефисы стоят на месте дефисов, внутри слова, а тире — на месте тире, между словами. Опять же, при копировании текста часто возникает ситуация, когда все черточки в тексте — разные. Это выглядит не очень аккуратно. Вставить длинное тире в Word можно комбинацией клавиш Alt + Ctrl + Num -, а в других местах — Alt + 0151. Но есть и более простой способ вводить нестандартные символы, о котором я расскажу в конце.
• Строка не должна начинаться с тире. При переносе строки тире следует оставлять на предыдущей строке!
• Еще есть малосущественный нюанс, связанный с пробелами. Между инициалами и другими сокращениями с точками (даже если это одна буква) ставится пробел. То есть: А. С. Пушкин, т. д., т. п. Просто потому, что в полном виде это отдельные слова, а между словами ставится пробел. Правда, если соблюдать это правило, надо следить, чтобы эти сокращения не разносились на разные строки, потому что это тоже ошибка. Пожалуй, это уже элемент высшего пилотажа.
• Еще один частый разнобой, который можно встретить, — ты/вы. Тексты пишутся порой с перерывами, дорабатываются разными людьми, и в итоге к читателю обращаются по-разному. Очень редко это бывает оправдано контекстом. На протяжении одного текста обращайтесь к читателям одинаково: либо на ты, либо на вы.
• Есть еще такая мелочь, как буква Ё. Кто-то ее любит, кто-то нет. По правилам везде ее писать необязательно, всё по желанию автора. Как видите, я — не пишу, иногда только в слове всё, чтобы было легче читать :) Но с этой любовью стоит определиться: либо вы упорно проставляете Ё во всех нужных словах (или прогоняете текст через ёфикатор, таких несколько), либо не ставите ее вообще. Текст считается неаккуратным, если в нем Ё то стоит, то не стоит.
• Очень много недочетов в оформлении дат. Вот самый распространенный: 2 мая 2021 состоится … В русском языке обязательно в таком случае употребление года! Либо полностью, либо сокращенно. А вот в таком формате: 02.02.2021 — наоборот, никаких г. не ставится! Пишите даты правильно. Время по нашим стандартам пишется через двоеточие — 18:30.
• И моя боль — наращения. Наращения пишутся только у порядковых числительных: третий (3-й), десятого (10-го), двадцать пятому (25-му), 60-80-х гг. Они отвечают на вопросы какой, которой . Причем наращение всегда начинается с последнего с конца согласного звука (это либо настоящий согласный, которые все знают, либо Й — тоже согласный, либо Я, Е — йотированные гласные). Не надо писать: 3-х лет, 2-х минут, в 5-ти вариантах (это не порядковые числительные), 4-ого задания (первый гласный) — это все ошибки! А вот в датах (12 января) наращения никогда не ставятся.
• Между разрядами числительных в русском языке не ставятся ни запятые, ни точки! Только пробел. Все, что скопировано из импортных источников, стоит переделать. Десятичные дроби пишутся с запятой, а не с точкой! А интервалы значений обозначаются тире и пишутся без пробелов. Сейчас в издательской практике принято между цифрами писать короткое тире, или минус: 20−50 метров. И я согласна, что так смотрится лучше всего.
• И про сокращения, которые часто соседствуют с числами. Миллионы и миллиарды сокращаются без точки (млн, млрд), потому что таково правило для сокращений с высечением гласных, а тысячи — с точкой (тыс.), потому что тут никакие гласные не пропускаются. Единицы измерения времени сокращаются так: сек. / мин. / ч. — с точками.
• Слеш (/) в тексте — это косая черта, направленная именно в эту сторону. Не стоит употреблять обратные слеши или прямые черточки, в русском языке это не принято. Обычно в тексте это замена слова «или» (если это не физические величины). И тут есть такой момент: в наименованиях величин (км/ч), между числами вместо тире (2020/2021) и между одиночными словами (и/или) пробелы вокруг слеша не ставятся! А вот если косая соединяет одно слово и словосочетание, то пробел нужен: У ребенка есть мама / приходящий папа.
• В последнее время появилась тенденция чуть ли не каждое предложение начинать с новой строки. При такой композиции внимание рассеивается, а текст рассыпается. Старайтесь формировать текст в логичные абзацы удобного для восприятия размера, обычно — по 3−4 средних предложения.
• Ну и будет совсем здорово, если все слайды будут оформлены в одной логике. Таблицы, диаграммы, схемы, перечни, элементы оформления, даже пробелы — всё это должно выглядеть «родственным» и быть унифицировано во всей презентации.
Большую часть этих правил учесть сразу во время написания текста нереально. Поэтому в конце проходимся «вертикальной проверкой»: просматриваем текст несколько раз на соблюдение тех или иных правил и исправляем.
Что почитать
Базовые редакционно-технические правила изложены в популярном пособии Мильчина. Но это справочник для издателей, и больше там говорится про печатные издания.
Нашла в сети авторские уроки от редакторского бюро, мне они понравились, много есть по нашей теме.
В письмовнике Грамоты также можно найти много полезного.
И горячо рекомендую типографскую клавиатурную раскладку Ильи Бирмана, которую я использую уже несколько месяцев и пребываю в полном восторге. Вставлять кавычки и тире в любой программе, в любом браузере и мессенджере теперь можно легко и просто! Также эта разработка позволяет быстро вводить самые разные символы, ради которых ранее надо было залезать в специальное меню. Например, буллиты для подпунктов или буквы иностранных алфавитов с диакритическими знаками. Самое главное: это не какая-то отдельная программа, к которой надо специально обращаться, это раскладка, которая заменит вашу обычную русскую (переключаться на другие раскладки вы будете тем же способом, что и раньше). Вы этого не заметите до тех пор, пока не потребуется вставить какой-то нестандартный символ. Способы ввода описаны на странице, автор очень логично все разложил на клавиатуре, запоминается легко, но у меня распечатана картинка-подсказка )