Найти тему
Chungurova Tatiana

Как Меркьюри воплотил свою мечту

В своих публикациях я пытаюсь посмотреть на давно известное с нового ракурса, задать вопросы и попытаться найти на них ответы. Это не вымышленные ответы – я пытаюсь искать доказательства и испытываю азарт настоящего охотника за сокровищами, когда что-то интересное попадает мне в руки. Вот с Фавном Меркьюри, мне кажется, я нашла не просто что-то интересное, а обнаружила целый пласт, который нельзя было не заметить, но каким-то невероятным образом он оказался незамеченным. А может попросту неинтересным?

После первых двух частей I Want To Break Free я с удовольствием приступаю к своей любимой части клипа – сцена из балета «Послеполуденный отдых фавна» ( L'Après-midi d'un faune ) Клода Дебюсси.

Ссылка на первую часть

https://zen.yandex.ru/media/id/5ca3d80d15bac500b33f8427/ia-doljen-osvoboditsia-soobscaet-nam-dikon-601b03e327294500e4c3ef4c

Ссылка на вторую часть

https://zen.yandex.ru/media/id/5ca3d80d15bac500b33f8427/i-want-to-break-free-601c6e0ea34fdb6f58d7abe7

Отойдем от основной линии повествования и вспомним, что Клод Дебюсси уже упоминался в связи с феями Артура Рэкхема в публикации о гербе Queen . Именно он написал пьесу "Феи – прелестные танцовщицы" для своей дочери Клод –Эммы Дебюсси, Шушу, над кроватью которой висела одноименная иллюстрация Рэкхема к сказке Дж. Барри «Питер Пэн». (у него еще есть и «Танец Пака»!). К слову, совсем недавно, выкладывая публикацию о гербах Queen и сравнивая феечек на разных его вариантах, меня вдруг посетила мысль, что Питер Пэн, о котором мы уже упоминали в связи с сказочной темой в творчестве группы, видимо неспроста получил свою фамилию. Пэн - это тот же Пан в древнегреческой мифологии. Живет в лесу, играет на свирели. Вряд ли Барри, когда придумывал своего персонажа, случайно так подобрал ему фамилию. Когда меня осенило, честно попуталась найти информацию где-то об этом в интернете, но не нашла… Так что вопрос о том, одна ли я такая наблюдательная или нет, остается открытым. Может, просто искать надо было лучше. В любом случае, если найдется такая версия, то я буду считать ее доказательством своей правоты.

Вернемся к песне. Что за существо перед нами? Кто такой этот Фавн? Вот Мэй подумал, что передним был Пак (персонаж английских мифов). В принципе, он был недалек от истины, хотя я удивилась такому равнодушию по поводу того, что же за действо происходило перед их глазами. Объясните мне, почему Мэй назвал это все вычурной выдумкой? Мне, скажем, интересно, почему - почему этот Фавн попал в клип? какой смысл Фредди вложил в этот образ? Каким образом этот Фавн вообще связан с Меркьюри? Всего лишь из-за того, что Фредди когда-то был пленен искусством Нижинского? Единожды ли Меркьюри обращался к этому образу в своих песня?

У меня море вопросов. Мне не интересно просто слушать и смотреть – я должна понять почему! Если не попытаться понять, то действительно, можно воспринимать все как буффонаду, пародию, прикол. Но клип жив уже почти 40 лет. А значит он обладает качествами настоящего произведения искусства. Об этом я напишу чуть позже. Попытаемся же понять, что перед нами.

Фавн - рогатый и остроухий бог лесов, полей и равнин. Это очень древнее божество, связанное с культом плодородия. Грекам он был известен под именем Пана (уже известного нам Пана –помните Питера Пэна?). Кстати, в Англии его можно и нужно сопоставить с Паком, так что Мэй был близок к истине. Пак тоже упоминался в нашем путешествии по мирам Фредди Меркьюри. Он сопровождает Оберона (Короля-эльфа) в «Сне в летнюю ночь», он главный герой поэмы Киплинга «Пак с Холмов», в которой выступает эдаким духом-хранителем традиционной древней Англии. https://en.wikipedia.org/wiki/Puck_(folklore)

Так вот – Фавн. Тут есть маленький интересный момент –совпадение, но прелюбопытное – римский Фавн ассоциировался с греческим Паном, а Пан – это сын Гермеса (Меркурия), унаследовавший от своего отца связь с плодородием.

 Гюстав Моро -  Пан. Он тут прямо на Микеланджеловского Моисея похож.
Гюстав Моро - Пан. Он тут прямо на Микеланджеловского Моисея похож.

Имя Фавн происходит от латинского Favere - быть благосклонным. Ну, как английское “ favour ”, к примеру. К этому же корню восходят такие имена как Флавий и Фауст!

Вики нам рассказывает, что он « живёт в чащах, уединённых пещерах или близ шумящих источников, где он предсказывает будущее, ловит птиц и преследует нимф. С человеком он общается или во сне, или издали, пугая и предостерегая его лесными голосами. Он же внушает так называемый «панический страх» как путникам, так иногда во время войны и неприятелям. Он бродит в лесах невидимым духом: в связи с этим собака, которой приписывали способность видеть духов, была посвящена Фавну. Являясь человеку во сне, Фавн нередко мучит его кошмаром, против этого употреблялись особые корни и мази, особенно корень лесного пиона. Особенно береглись фавна женщины, которых бог преследовал своей любовью , отсюда эпитет его — «Incubus».

Особым покровительством Фавна пользовались стада: он способствовал их размножению и оберегал их от волков. В этом смысле он назывался Lupercus — именем, с которым связано и название справлявшегося в Риме в честь Фавна праздника Lupercalia . Кроме Луперкалий, в честь Фавна были установлены два праздника: один из них, весенние Фавналии (Faunalia ), приходился на 13 февраля…».

Из большого латинско-русского слваря « Inuus, i m [от ineo 4, т. е. «оплодотворитель»]
Инуй, италийское божество, соответствующее греч. Пану L: Castrum Inui город в области рутулов V

Если мы сложим тот факт, что в древности Фавна почитали 13 февраля с тем фактом, что он считался богом, воплощающим сексуальную связь (плодородие, все же!), то можно заключить, что праздник 14 февраля недаром отмечается так рядом с древними фауналиями. Скоро большинство из нас понесут подарки своим любимым, не подозревая об истинных истоках этого праздника.

Еще один нетривиальный факт – от имени Lupercus (отгоняющий волков от стада) произошло и название лупанар (публичный дом). На испанском так до сих пор можно назвать соответствующее заведение, ну или просто в сердцах воскликнуть – «Боже! Что за бардак вы тут устроили!»

Вот ведь неоднозначный бог предстает перед нами в этом клипе!

Норман Миллс Прайс. Великий бог Пан.
Норман Миллс Прайс. Великий бог Пан.

Мы уже упоминали, что Фавн играет на панфлейте или сиринге, потому что образ Фавна - это по сути древнегреческий Пан. А Сирингу свою он смастерил из тростника, в который превратилась нимфа Сиринга, убегая от преследовавшего ее своей любовью Пана.

Овидий "Метаморфозы". Гравюра Юбера-Франсуа Гравело
Овидий "Метаморфозы". Гравюра Юбера-Франсуа Гравело

Откуда виноград? Ну, я предполагаю, что здесь произошла некоторая путаница между образами Фавна и Сатиров, которые по сути разные мифические существа. Сатиры были спутниками Вакха-Диониса, а одним из атрибутов этого бога вина, разумеется, являлась виноградная лоза. Хотя иногда виноград фигурирует и в изображениях Пана, как вот в этой скульптуре Джан Лоренцо Бернини.

Дети дразнят Пана . Музей Метрополитен Нью-Йорк.
Дети дразнят Пана . Музей Метрополитен Нью-Йорк.

Есть и более лирические изображения, как вот это - Пан учит Адониса играть на флейте.

Музей археологии в Неаполе
Музей археологии в Неаполе

А теперь пару слов о том, почему же Меркьюри взял именно этот образ, и что он мог символизировать.

Отрывок из книги Питера Хинса (Рэтти) Queen Unseen –

«Ничего невозможно было сделать с его зубами, также, как и с восторгом от русского балетного танцора — Вацлава Нижинского. «Кто это? - спрашивала команда - Это тот, кто выиграл несколько гонок на скачках?» Фред вдохновлялся этим танцором и его костюмами, особенно чёрно-белыми трико, которые он использовал на живых выступлениях Queen. Мэри Остин как-то подарила Фредди (она никогда не называла его Фредом) красивую книгу о Нижинском с цветными глянцевыми иллюстрациями. Она подписала её для него и добавила: «Настоящему артисту, каким ты и являешься». (заметьте, что даже Рэтти правильно написал фамилию Нижинский!)

-8

Вот изложенный вкратце сюжет балета:

· «Фавн просыпается, любуется виноградом, играет на флейте… Вдруг появляется группа нимф, затем вторая, которая сопровождает главную нимфу. Она танцует, держа в руках длинный шарф. Фавн, привлечённый танцами нимф, бросается к ним, но они в испуге разбегаются. Только главная нимфа медлит. После дуэта она убегает, уронив свой шарф под ноги Фавну. Он поднимает его, уносит в своё логово на скале и, расположившись на лёгкой ткани, предаётся любовной истоме.»

· Сергей Волконский, русский театральный деятель, так писал об этом изображении:

· «Юный двуногий зверь на опасном перегибе между человеком и животным».

На генеральной репетиции балет повторили дважды, чтобы изумленная элита смогла прийти в себя. После премьеры ведущая парижская газета «Фигаро» вышла со статьей своего главного редактора:

· «Я выражаю свой протест против невероятного из виденных зрелищ, которое нам предложили под видом серьезного искусства... Это не грациозная эклога и не философское произведение. Перед нами не знающий стыда Фавн, чьи движение гнусны, чьи жесты, столь же грубы, сколь непристойны. Справедливыми свистками была встречена столь откровенная мимика этого звероподобного существа, чье тело уродливо, если смотреть на него спереди, и еще более отвратительно, если смотреть в профиль ».

В защиту балета от ретроградов выступил великий Огюст Роден:

· «Нигде Нижинский не достигает такого совершенства, как в „Послеполуденном отдыхе Фавна". Никаких прыжков, никаких скачков, только позировки и жесты бессознательной бестиальности. Он потягивается, наклоняется, сгибается, становится на корточки, снова выпрямляется, движется вперед, затем отступает — все это с помощью движений, то медлительных, то отрывистых, нервных, угловатых. Полная гармония мимики и пластики тела. Все тело выражает то, что подсказывает ум. Он красив, как красивы античные фрески и статуи: о такой модели любой скульптур или художник может только мечтать... И ничто не может так тронуть душу, как последний его жест в финале балета, когда он падает на забытый шарф и страстно его целует».

Далее видео, где Фавна танцует невероятный и фантастический Николай Цискаридзе. Смело, шокирующе смело! Представляете, что почувствовала публика 100 лет назад?

Обратите внимание на синюю накидку, оставленную нимфой, которая струится вокруг фигуры Фавна на эскизе Леона Бакста. Она совершенно недвусмысленно напоминает накидку, которую Фредди держит в руках, во время фотосессии Дагласа Пуддифута в 1972 году. Да еще и гроздь винограда, которую он подносит к губам – сомнений нет! Этот сюжет и одежды навеяны Нижинским в роли Фавна.

-9

Для того, чтобы следующее предположение не выглядело совсем уж бредовым, скажу пару слов из области литературоведения.

Существует такое понятие «вечный образ». Это персонаж, который несет в себе нечто очень важное, значимое для всего человечества, нечто артехтипическое. Они есть в литературе, они есть и в мифологии. Каждая эпоха переосмысляет такой образ по-своему. К примеру, образ Дон Жуана трансформировался от мрачного барочного персонажа Тирсо де Молины к эстетствующему модернистскому персонажу Валье -Инклана. Поэтому не стоит удивляться, что образ Пана меняется от эпохи к эпохе, от писателя к писателю. Вот и наш Пан- Фавн преобразился от Великого древнегреческого Пана в жизнерадостного и созидательного италийского Фавна, а в новейшее время и в Питера Пэна, наигрывающего на свирели феям в Кенсингтонских Садах. Не места на то, чтобы повести рассказ еще об одном Пане викторианской эпохи – в бессмертной сказке «Ветер в ивах» Кеннета Грехема. Но любознательные могут найти информацию сами.

Пан и Психея. Эдвард Бёрн Джонс (любимые Меркьюри прерафаэлиты)
Пан и Психея. Эдвард Бёрн Джонс (любимые Меркьюри прерафаэлиты)

А теперь мои предположения о роли Пана-Фавна в творчестве Меркьюри. Обратите внимание, что Пан по сути тоже дудочник. На англоязычных сайтах его так и называют иногда - Piper , как и нашего крысолова.

На иногда печальные, а иногда радостные звуки его свирели тоже сходились нимфы - послушать и станцевать. Значит у нас образуется такой ряд – Пак – Фавн – Пан – Питер Пэн – эльфы, пляшущие под его свирель (нимфы, пляшущие под свирель Пана-Фавна) – и обратно возвращаемся к Ричарду Дадду, его Оберону с Титанией, Паку, остальному лесному народу, (тут уместно вспомнить про изображение фей на гербе Queen ), а дальше мы можем нащупать ту нить, которая совершенно однозначно связывает Короля Эльфа (Оберона, Флейтиста из Гамельна) с Арлекином, а Арлекина с Меркурием.

Перед нами переосмысление образа. Это произошло просто у нас на глазах, но каким-то невероятным образом осталось незамеченным современниками.

Эдмун Дюлак. Пан
Эдмун Дюлак. Пан

Теперь пару слов о том, почему все же этот образ появился в клипе. Как мне представляется, этому есть два возможных объяснения. Меркьюри любит балет и лелеял мечту станцевать с актерами Королевского балета, что ему и удалось в 1979 году. Это был его прорыв в невозможное, он сбросил с себя узы условности и соединил рок с балетом так же, как позже сделал это с оперой. Он сделал то, о чем мечтал. Чем не рывок к свободе? А второе, посмотрите на эту дверь, в которую входит Фредди в клипе. Это как шкаф в «Хрониках Нарнии». За дверь совершенно другой мир – мир мечты и фантазии. Там возможно все. Это абсолютная свобода, путешествие во времени и пространстве, это то, о чем мечтает каждый из нас. По сути то же самое – это воплощение мечты. На несколько минут он стал Нижинским. Вокруг него вакханки или нимфы.

Но что за странное развитие сюжета? Мне пришло в голову сказание о смерти Пана.

Вот что рассказывает нам Плутарх.

« Однажды в царствование императора Тиберия из Пелопоннеса (Греция ) в Италию шел корабль с грузом и людьми. Когда он проходил мимо острова Паксос, с берега кто -то окликнул кормчего корабля . Неизвестный голос велел ему возвестить , что «умер великий Пан». Кормчий так и сделал, и до него тут же донеслись плач и стенания .
По древнегреческой мифологии Пан был богом, покровителем стад и пастухов, а позднее считался божеством, охранявшим всю природу . Поэтому, когда об это сообщили в Рим, император Тиберий и весь город пришли в большое смятение. Тиберий собрал совет ученых мужей, чтобы те объяснили ему, что это значит и что отсюда может последовать. Те сказали, что Пан, будучи сыном бога Гермеса и смертной женщины, обладать бессмертием богов не может, поэтому его смерть не есть нарушение порядка вещей и никаких катастроф ожидать не следует» .

https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/2816/Умер

Еще один Пан - милый)
Еще один Пан - милый)

Сейчас это восклицание трактуется учеными иначе, но фраза стала цитатой, и живет себе своей собственной жизнью.

Выражение «Умер великий Пан» воспринимают, как закат целой эпохи, как известие о смерти великого человека. На что этим намекал Меркьюри? Что завершилось, и что должно начаться? У меня пока нет ответа.

У нас выражение «умер великий Пан» получило известность благодаря И. С. Тургеневу, написавшему на сюжет этого мифа свое стихотворение в прозе «Нимфы» (1882).

https://ru.wikisource.org/wiki/Нимфы_(Тургенев)

И на прощание - больше Панов хороших и разных!

Я не думала писать столько слов, но и разделить это повествование на две части мне показалось неразумным . Я понимаю, что получается «неформат», но мне хотелось бы сказать еще многое. Тем не менее я закругляюсь.

Спасибо всем, у кого хватило терпения проследовать по всем хитросплетениям этой публикации.

#queen 84 #queen #freddie mercury