Найти тему

1, 2 ПЕТРА; ИУДЫ (ч.13): ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ЛЖЕУЧИТЕЛЕЙ

Оглавление

(2 Пет. 2:1-22)

На тротуарах Бродвея в Нью-Йорке, недалеко от Колумбийского университета всегда полно нищих. Как-то летом, когда я занимался своей исследовательской работой в стенах этого университета, я проходил мимо них почти каждый день. Однажды я заметил, что одна женщина, которая часто просила милостыню, продает фломастеры. Меня это приятно удивило. По крайней мере, она пытается заниматься каким-то делом, а не просто выпрашивает подаяние. Я заплатил ей столько, сколько она просила, и даже немного больше, принес коробку с фломастерами домой и открыл ее. Все до единого фломастеры были сухими, как кость. Сейчас мне смешно, но тогда было не до смеха. Меня обманули не в первый раз (и, полагаю, не в последний), но от этого мне было не легче. Большинству из нас труднее всего бывает принять с достоинством то, что мы оказались в дураках.

Говоря о лжеучителях, сеявших раздор среди общин Господней церкви, Петр пишет христианам: “Смотрите, как бы вас не обманули” . Лжеучения могут меняться от поколения к поколению. Неизменным остается обман. Однако лжеучителей можно распознать по их плодам и образу жизни. Было бы интересно, чтобы Петр описал для нас их учение, но куда более полезны нам его наставления, вооружающие нас для борьбы против ересей.

ЛЖЕУЧИТЕЛЯ ПОРОЧАТ ПУТЬ ИСТИНЫ (2:1-9)

Конфликты всегда неприятны. Большинство из нас избегает их, когда это возможно, но порой уклонение от конфронтации равносильно трусости. Иногда происходят ужасные вещи, когда праведные мужчины и женщины, отдающие себе отчет в том, что происходит, сидят молча, позволяя своевольным и своекорыстным главенствовать. В Прит. 25:26 сказано: “Что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий пред нечестивым” . Чтобы церковь прославляла Бога и сохраняла в чистоте свое учение, праведные и знающие люди должны иметь мужество говорить. Лжеучителя увлекли в свои сети некоторых из тех, к кому обращается Петр, но другие были просто пассивными. Петр хочет, чтобы верные отстаивали истину.

Их появления следует ожидать

Несмотря на предупреждения Ветхого и Нового Заветов, люди зачастую представляют себе церковь чем-то вроде пуховой перины, а уж никак не полем битвы. Во времена Ветхого Завета было много лжепророков (2:1). Иеремия выступал против многих лжеучителей, которые заверяли Иерусалим в том, что все будет хорошо, что Бог никогда не допустит падения Своего храма и что сын Давидов всегда будет править Его народом. Иеремии пришлось не только нести бремя возвещения непопулярного пророчества, но еще и выслушивать постоянные насмешки со стороны тех, кто утверждал, что они тоже говорят от имени Бога.

Как были лжепророки в народе, так будут и лжеучителя, заверяет Петр своих читателей, и появятся они в недрах самой церкви (2:1). Павел предупреждал старейшин эфесской церкви о том же: "Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою" (Деян. 20:29, 30). Несмотря на все предупреждения, для христиан подчас бывает полнейшей неожиданностью, когда мир в церкви нарушается лжеучителями. Видя, что дело идет к спору, некоторые христиане теряют мужество и отпадают от благодати (2:2).

Конечно, нездоровый интерес к деструктивным спорам может поглотить наше внимание и отвлечь наши усилия от таких насущных дел, как наставление погибших. И все же, если мы прислушаемся к Петру, то непременно придем к выводу, что христианам нужно достаточно хорошо знать учение Христа, чтобы противостоять религиозным заблуждениям. Лжеучителя будут стараться хитростью внести разрушительную ересь в церковь. Вместе с обманутыми они будут поносить путь истины.

Бог будет их судить

Последуют ли христиане за лжеучителями или будут им противостоять и разоблачать их ошибки - Бог все равно будет их судить. Петр указывает, что Бог всегда судил противящихся Ему и сделает то же самое с теми, кто теперь восстает против Него. В своем рассуждении апостол прибегает к логическому приему “если... то", который трудно опровергнуть. Выбранные им примеры представляют особый интерес.

Петр говорит, что Бог не пощадил согрешивших ангелов и поверг их в адский мрак (2:4). Одна из наиболее стойких легенд, бытующих среди христиан, гласит, что сатана когда-то был Божьим ангелом, но потом воспротивился Ему и был изгнан из присутствия Божьего на землю, где стал врагом и искусителем рода человеческого. Требуется большое воображение, чтобы в 2:4 увидеть сатану. Об ангелах, упомянутых в этом стихе, мы знаем лишь то, что о них сказано здесь. Нам ничего не известно о происхождении сатаны и почти ничего - о его истории. Наше желание знать больше вполне естественно, но мы должны удовлетворяться тем, что Бог счел нужным открыть нам.

Когда речь заходит о сатане, непременно обсуждаются одни и те же библейские места. Одно из них - Ис. 14:12, где иудейское слово “утренняя звезда", соответствующее латинскому "люцифер", в синодальной Библии переведено как "сын зари”. В данном сюжете пророк противопоставляет величие и славу вавилонского царя, символически называя его “утренней звездой”, и ожидающую его мерзость запустения. Никакой речи о сатане в этом отрывке не идет.

В Лк. 10:18 Иисус говорит, что видел сатану, падающего с неба подобно молнии. О сатане в этом стихе действительно говорится, но, как видно из контекста, лишь в том плане, что он символически сброшен на землю той чудотворной силой, которой Иисус наделил семьдесят (или семьдесят два) учеников, посланных на выполнение малого поручения. В этом отрывке нет ни слова о том, что сатана - это низверженный с небес ангел.

Откр. 12 - еще один отрывок, который часто упоминают в отношении происхождения сатаны. В сугубо иносказательном отрывке сугубо иносказательной книги говорится, что сатана воевал против Бога и был сброшен на землю. Однако в том же самом контексте женщина, облеченная в солнце, рожает младенца, который, несомненно, является Христом. Те, кто настаивает на буквальном понимании этого отрывка, должны бы заинтересоваться, как это женщина может быть одета в солнце. Повторимся: Библия ничего не говорит нам о происхождении сатаны, и уж тем более об этом не сказано в 2:4.

Говоря об ангелах, сброшенных в адский мрак, Петр употребляет слово, которое больше нигде в Библии не встречается. Это глагольная форма от слова “Тартар", в греческой мифологии означающего место, расположенное в царстве мертвых ниже аида. Некоторые высказывают весьма смелое предположение, что Петр, используя слово “Тартар", называет некую определенную часть преисподней. Хотя это, может быть, и не исключено, но брать случайное слово и с его помощью рисовать схему ада - довольно рискованно. Такое теоретизирование безобидно до тех пор, пока мы не пытаемся построить на нем христианское учение или пока наши досужие домыслы не уводят нас вообще в сторону от библейского учения. Петр говорит, что Бог не пощадил ангелов. Главное, что мы не должны упустить в этом стихе: не пощадит Он и лжеучителей.

Пример Божьего суда над ангелами, возможно, был хорошо известен первым читателям Петра, хоть для нас он и затруднителен. А вот следующая иллюстрация знакома нам так же, как и его тогдашним читателям. Апостол отмечает, что Бог не пощадил допотопного мира времен Ноя (2:5).

В качестве третьего примера Петр называет событие времен Авраама. Бог осудил древние города Содом и Гоморру - так же, как Он осудил ангелов и допотопный мир (2:6-8). Бог пощадил Лота, как в свое время пощадил Ноя. Господь знает, как избавить праведных и как призвать на суд виновных (2:9). Он всегда делал так и подобным же образом поступит с лжеучителями, смущавшими церкви Малой Азии.

ЛЖЕУЧИТЕЛЯ ДЕРЗКИ И СВОЕВОЛЬНЫ (2:10-16)

Иногда христианин искренне не понимает чего-то в Библии и ее учении и, задавая вопросы, подчас выражает мнения, не соответствующие библейскому учению. В таком случае зрелый христианин должен мягко, но твердо возразить ему, опираясь на Библию, как отправную точку знания. Однако разрушительную ересь среди известных Петру церквей распространяли отнюдь не молодые, неискушенные или честные искатели истины. По отношению к лжеучителям нужно было действовать решительно.

Они самонадеянны

Для многих людей путь к росту лежит через серьезные, требующие размышлений вопросы. Проблемы возникают тогда, когда мы задаем вопросы, уже имея на них свои собственные ответы, или когда мы больше заинтересованы в защите своей точки зрения, нежели в серьезном рассуждении или веских доводах. Поддаться такому умонастроению очень легко. На моем рабочем столе лежит плакатик с шутливым изречением: “Те, кто думает, что все знает, очень раздражают тех из нас, которые действительно все знают”. Дерзким и своевольным всегда трудно видеть себя со стороны.

Петр говорит, что одной из особенностей лжеучителей является высокомерное отсутствие в них уважения: они “не страшатся злословить высших” (2:10). В Современном Переводе сказано: “Они... не боятся поносить славных ангелов" . О ком бы ни шла здесь речь - о небесных ангелах или о земных обладателях высокого положения, - лжеучителя не проявляют уважения к тем, кто превосходит их властью, силой или знанием (2:11). Поэтому не удивительно, что они богохульствуют и злословят то, чего не понимают (2:12). Другими словами, они демонстрируют презрение к любому, чьи знания, опыт и благочестие могли бы их чему-нибудь научить. Они бесцеремонно навязывают свои мнения и бросают обвинения там, где даже ангелы сидели бы молча.

Они похотливы

Морально развращенный человек может научиться обманывать Господню церковь. Он может иметь импозантный вид и талант говорить внушительно, но в то же время не придерживаться никаких нравственных норм. Петр призывает своих читателей присматриваться к личной жизни тех, кто пожелает учить их. Учителя, о которых он говорит, были совершенно бессовестными людьми, среди бела дня выставлявшими напоказ такие свои дела, какие даже мирские люди совершали под покровом ночи. Петр называет их срамниками и осквернителями, прокравшимися в собрания святых (2:12-14).

Слова Петра о том, что лжеучителя “оставили прямой путь" , не означают, что когда-то они были верными (2:15). Отход от прямого пути был постоянной характеристикой их жизни. Лжеучителя всегда находят неутвержденные души и не стесняются эксплуатировать их с целью личной выгоды. В этом отношении они идут по следам своего духовного предка Валаама - пророка с продажным благочестием (2:15, 16).

ЛЖЕУЧИТЕЛЯ - РАБЫ ТЛЕНИЯ (2:17-22)

В главе 2 лжеучителя описываются теми же красками, что и в послании Иуды. Например, мы практически не видим разницы между “безводными источниками” в послании Иуды и “безводными облаками” в послании Петра. На Ближнем Востоке часто бывает жарко и сухо. Облако, возникшее над Средиземным морем или оазисом в пустыне, обещает свежесть. Учение этих людей не освежает душу (2:17). Интересно сравнить это описание с заключительными словами Откровения: “Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром” (Откр. 22:17).

Большинство христиан восхищаются хорошим оратором. Конечно, всех нас наставляли и вдохновляли тщательно подготовленные и хорошо изложенные проповеди. Хорошая проповедь должна быть интересной, но мы можем легко привыкнуть судить о ценности проповеди по ее занимательности, а о ценности проповедника по его способности взволновать нас. По-видимому, среди лжеучителей, против которых выступает Петр, были выдающиеся ораторы (2:18). А среди читателей Петра были незрелые или плохо наученные люди, которые совсем недавно отошли от греховности мира. Хитроумно манипулируя их плотскими похотями и обещая свободу и независимость, лжеучителя сумели завлечь довольно большое число последователей (2:19). Ради своих же душ христиане должны четко отличать суть проповедуемого от приема, внешней формы и разных выкрутасов, используемых для возбуждения и развлечения. “Свобода" - вот любимое слово тех учителей, которые уводили читателей Петра от Христа. Рабство и горе, которые люди навлекают на себя во имя свободы, - один из величайших парадоксов жизни. А Господь нас больше всего учил той истине, что только уничижив себя, человек обретает жизнь. “Пшеничное зерно", чтобы жить, должно умереть (Ин. 12:24). Суть этой мысли выражена одинаково с небольшой разницей в словах в Мф. 10:39; 16:25; Mк. 8:35; Лк. 9:24; 14:26; 17:33 и Ин. 12:25.

Некоторые свободы, по своей сути, взаимно исключают друг друга. Свобода иметь счастливую семью исключает какую-либо свободу иметь внебрачные отношения. Свобода иметь светлую голову и доброе здоровье исключает свободу пристрастия к алкогольным напиткам. Свобода честного человека уважать себя исключает свободу лгать, воровать и обманывать. Каждый человек должен выбрать, какие свободы для него важнее. Петр говорит, что лжеучителя, обещавшие свободу в малоазийских церквах, сами были рабами. И далее метко добавляет: “...Ибо кто кем побежден, тот тому и раб” (2:19). Вдохновенные мужи, написавшие Новый Завет, не считали, что свобода дает христианам право потворствовать своим похотям. Иаков говорил о евангелии, как о “законе совершенном, законе свободы” (Иак. 1:25; 2:12). Павел писал: “Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти” (Рим. 8:2).

Переманивая новообращенных на свою сторону и тем навсегда лишая их Божьего царства, лжеучителя готовили почву для собственной большой трагедии. Петр говорит: "Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди” (2:21). Для только что уверовавшего во Христа самое пагубное, пожалуй, - это быть вовлеченным в препирательства тех, кто присваивает себе имя Господа. Чтобы наглядно показать омерзительное состояние новообращенного, который возвращается обратно в мир, Петр вспоминает притчу Соломона (Прит. 26:11) и пословицу из современной ему жизни. Тот, кто возвращается в мир, познав Христа, говорит он, подобен “псу, возвращающемуся на свою блевотину” , или “вымытой свинье, идущей валяться в грязи” (2:22).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем первом послании Петр преследует цель укрепить и воодушевить христиан, страдавших от внешних сил. В сравнении с проблемами, о которых идет речь во 2 Петра, это была относительно легкая задача. Церковь всегда держалась стойко перед лицом гонений извне, но не так обстояло дело с разрушительными силами, возникающими изнутри. Чтобы церковь Христова могла влиять на мир ради Господа, христиане должны иметь мужество противостоять своим внутренним проблемам.

За этим письмом чувствуются уже произошедшие трагические события, и поэтому его просто необходимо было написать во избежание еще большей трагедии - компрометации учения Христа. Прекрасно, когда братья и сестры живут в мире и согласии, выполняя миссию, определенную Христом для Своей церкви; но христиане не должны удивляться, когда время от времени им приходится иметь дело с внутренними противоречиями. Сатана использует весь свой арсенал, чтобы лишить христиан мужества и победить, и одно из его наиболее мощных орудий - искажение евангелия лжеучителями, которые заявляют, что говорят истину.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻