Официант в эпоху Советского Союза был важным человеком, выгодным женихом и завидным приятелем. Родством или дружбой с ним дорожили и гордились.
Доходы сотрудников столичного общепита были такими, что после смены они отправлялись в березки и антикварные магазины скупать дорогие произведения искусства и бриллианты. У них были лучшие автомобили и японская бытовая техника. В общем, жили они как космонавты.
Кухня и официанты ресторанов делали крупные состояния на обыкновенной раскладке. Наприме, заказывает человек две порции мясного ассорти - его красиво разбрасывают по одной тарелке и не поймешь, там 100 граммов или 200.
Вершиной воровского дела в московских ресторанах был вынос мяса в японских зонтиках. Дефицитную ветчину и балык нарезали тонкими ломтиками и прятали в складках.
По официальным нормативам, ресторан мог списывать около 8% дорогих и дефицитных продуктов, в том числе и мясо. Эти 8% успешно растекались среди работников ресторана. А тем временем испорченое мясо промывалось в растворе марганцовки, нашпиговывалось пряными специями и подавалось к столу.
Весьма внушительные деньги приносили работникам ресторана махинации с алкоголем. Коньяк разбавляли водкой с карамелью и чаем. Это давало сивушный привкус, но крепость напитка сохранялась. А проверяющие органы мерили в открытых бутылках именно градус.
На коньяке махинации с алкоголем не заканчивались. Знающие люди старались никогда не заказывать вина в бокалах или водку в графинах, потому что с большой вероятностью официант принесет им "сливки". Сливками называли алкоголь, который сливали из разных недопитых бокалов. Это правило актуально и сейчас - по возможности всегда покупайте запечатанную бутылку.
В эпоху дефицита, ушлые официанты умудрялись "сливки" даже продавать у черного входа в ресторан и спросс на них был большой. Например, запечатанная куском газеты бутылка сливочной водки уходила по рублю за штуку.
Были даже рестораны, где официанты даже решались на поддельное меню. Вместо официального, подавали гостю список блюд, цены на которые были в два раза выше утвержденных. И люди не задавали лишних вопросов, особенно те, кто мог позволить себе ресторан не чаще одного раза в год.
Любимыми клиентами официантов были люди, которые приезжали из золотых приисков, моряки дальнего плаввания и различные цеховики. Для них в ресторане держали самые лучшие места, их хорошо обслуживали, так как знали, что чаевые будут внушительными. К тому же, изрядно подпившие, они не считали деньги и этим пользовались официанты, нещадно их обсчитывая.
Для сравнения, простого советского инженера, заглянувшего в ресторан, могли долго гонять по залу, а потом посадить его за стол с прожженной скатертью. А после этого, ему приходилось полчаса ждать свой заказ. И никакие жалобы тут не помогали.
А как эффектно выглядели гости с солнечного Кавказа и какие суммы были готовы потратить. Сейчас грузины кричат, что их страна была колонией Москвы. Однако в 70-е годы казалось все совсем наоборот, потому что во всех ресторанах сидели Грузины, жившие в то время по капиталистическим, но никак не по советским законам. Они любили кичиться своим богатства и нередко их кутежи в столице заканчивались потасовками и битой посудой.
Пределом мечтаний для советского человека была должность официанта в валютном ресторане. Каждый вечер он приносил домой заработок, равный двум - трем зарплатам советского инженера. Это были бешеные деньги.