Найти тему

Прозрачная оплата труда педагога от Татьяны Голиковой: что она имела ввиду?

Зарплата учителей – пожалуй, главная проблема современного отечественного образования. Низкая оплата труда педагогов – основная причина нежелания молодых специалистов идти работать в школу.

В самом деле, трудно, вернее, невозможно представить, как можно прожить на 30 тыс. в месяц – именно такую печальную цифру в среднем по России получает среднестатистический учитель.

Причем эта сумма складывается даже не столько из базовой ставки (основного оклада за классическую норму работы – 18 часов в неделю), а из надбавок, премий, компенсационных и стимулирующих выплат и т.д.

Другими словами, чтобы получить вышеозначенные 30 тыс. бедный педагог работает на износ. Он берет 1,5, а чаще – 2 ставки, классное руководство, кабинет и иные трудовые повинности, которые, кстати, не всегда и не везде оплачиваются.

В соцсетях, например, можно встретить жалобы учителей, что они даже не получают деньги за проверку тетрадей – а ведь это титанический и без преувеличения – каторжный труд.

Причина этой печальной ситуации не только в общих финансовых затруднениях по всей стране, но и в административно-бюрократических проволочках.

Источник фото: gorodrabot.ru
Источник фото: gorodrabot.ru

Дело в том, что размер зарплаты по регионам определяет местная власть, а еще проще, - мелкие чиновники, а еще проще, - директора школы. Несколько лет назад зарплату учителя приравняли к средней зарплате трудящихся по региону, и был определен ее размер – не ниже прожиточного минимума (примерно – 12 тыс. рублей).

Однако экономические возможности регионов разные: где-то учитель получает 30-35 тыс., а где-то – максимум 20-25 тыс. руб. В данном случае вопрос стоит в другом, а именно, - в оплате базовой ставки, основной единицы труда.

О ней-то никто и не говорит, делая акцент на среднюю зарплату, которая слишком непостоянна на широких просторах нашей необъятной Родины.

В последнее время предпринимаются попытки унифицировать правила оплаты труда педагогов. Предполагается ввести единую систему критериев, по которым будет формироваться их зарплата, в то время как эти нормативы разнились по регионам.

Теперь этот денежный вопрос поднимется с местного уровня на федеральный. Данная проблема более, чем актуальна. Недавние статистические данные говорят сами за себя: например, выяснилось, что во многих регионах зарплаты педагогам были урезаны.

А оплата базовой ставки в некоторых местах равнялась… 2-4 тыс. руб. Эти умопомрачительные цифры наглядно доказывают, что проблема зарплаты учителей так и не решена, несмотря на многочисленные попытки навести порядок в этой сфере.

В новом году зарплаты педагогов должны стать максимально прозрачными. Это значит, что они будут складываться по единой системе требований, которая должна распространиться на всю страну.

Однако учителей по-прежнему волнует проблема оплаты базовой ставки. Ведь основная нагрузка по логике вещей должна составлять основу заработной платы, а все остальное (премии и всякие выплаты) – лишь приятный бонус, довесок. Но у нас все наоборот – вероятно, поэтому и встал вопрос о прозрачности зарплат педагогов.

Судя по всему, вопрос об оплате базовой ставки учителей действительно должен быть решен сверху. И не только решен – но и оплачен из центрального бюджета. В противном случае регионы просто не потянут такую нагрузку.

Есть экономически слабые области, бюджет которых просто не рассчитан на повышение зарплаты учителям. Но, к сожалению, вопрос о размере базовой зарплаты до сих пор остается в тени, хотя уже ни для кого не секрет, что в нем – ключ решения проблемы.