Найти тему
Т-34

Герой Советского Союза Б. И. Ковзан о героизме советских летчиков в годы Великой Отечественной

В 1970-е годы в редакцию одного из советских журналов читатели обратились с просьбой рассказать о воздушных и огненных таранах, совершенных советскими летчиками в боях против чужеземных захватчиков. На просьбы читателей откликнулся бесстрашный летчик Герой Советского Союза Б. И. Ковзан, который в годы Великой Отечественной войны совершил четыре воздушных тарана.

Охотно поделюсь с читателями своими знаниями о совершенных нашими летчиками таранах. Тем более что таранные удары, требующие большого мастерства, отваги и, я бы сказал, самопожертвования, были довольно распространенными приемами наших летчиков в боях с гитлеровскими захватчиками. Мне самому пришлось прибегать к этому своеобразному оружию.

Прежде всего небольшое уточнение. Различают два вида таранов: воздушный — когда пилот, израсходовав в бою боекомплект, своим самолетом сбивал вражеский самолет, и огненный — когда летчик направлял горящую машину на скопление войск и техники противника, на мосты, переправы и другие наземные военные объекты.

В ходе войны, как установлено на сегодня, наши славные соколы совершили 459 воздушных таранов. Причем 25 летчиков применяли таран дважды, Алексей Хлобыстов — трижды.

Герой Советского Союза Алексей Степанович Хлобыстов (1918-1943). Источник: goskatalog.ru
Герой Советского Союза Алексей Степанович Хлобыстов (1918-1943). Источник: goskatalog.ru

Разумеется, таран не был для советских авиаторов самоцелью. Никто из нас не искал рискованной ситуации. Цель была одна: уничтожить несущего смерть врага, посягнувшего на нашу любимую Родину.

Самое большое количество таранов было совершено в июне — сентябре 1941 года — в труднейшие месяцы начала войны. Всего за ее первые полгода зафиксировано 135 таранов. Ныне известны имена двенадцати летчиков, которые применили воздушный таран в первый день войны. Больше половины из них спасли боевые машины и продолжали бить ненавистного врага. В первые же часы Великой Отечественной войны таранили вражеские самолеты Д. В. Кокорев, И. И. Иванов, А. С. Данилов, П. С. Рябцев, Л. Г. Бутелин, А. И. Мокляк и другие отважные советские авиаторы.

Малаков Г. В. «Таран — оружие героев». 1975. Источник: goskatalog.ru
Малаков Г. В. «Таран — оружие героев». 1975. Источник: goskatalog.ru

...Ранним утром 22 июня 1941 года старший лейтенант И. И. Иванов повел звено истребителей 46-го авиаполка для отражения налета фашистской авиации. Завязался неравный бой. Несмотря на свое трехкратное превосходство, гитлеровские стервятники вынуждены были повернуть обратно. У советских летчиков кончились боеприпасы. Командир звена Иванов догнал неприятельский бомбардировщик и сразил его таранным ударом. Произошло это на Львовщине, в районе Грановка, Велицк, недалеко от города Жолква (ныне г. Нестеров). Небезынтересно отметить: здесь в 1914 году знаменитый русский летчик П. Н. Нестеров, основоположник высшего пилотажа, на самолете «Моран» впервые в истории авиации применил против австрийского «Альбатроса» таранный удар.

Герой Советского Союза Иванов Иван Иванович (1909-22 июня 1941). Источник: ru.wikipedia.org
Герой Советского Союза Иванов Иван Иванович (1909-22 июня 1941). Источник: ru.wikipedia.org

Я хорошо помню день 9 июля 1941 года, когда газета «Правда» опубликовала Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» летчиков С. И. Здоровцева, М. П. Жукова, П. Т. Харитонова. Все они применили таран, защищая на дальних подступах город-герой Ленинград.

Летчики-истребители Михаил Жуков (1917-1943), Степан Здоровцев (1916-1941) и Петр Харитонов (1916-1987) (слева направо), которым 8 июля 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Автор Марк Редькин. Источник: photounion.ru
Летчики-истребители Михаил Жуков (1917-1943), Степан Здоровцев (1916-1941) и Петр Харитонов (1916-1987) (слева направо), которым 8 июля 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Автор Марк Редькин. Источник: photounion.ru

В те трудные для нашей Родины дни героический подвиг совершила и Катя Зеленко. Она, пожалуй, первой из летчиц пошла на таран вражеского самолета. Славная дочь советского народа была заместителем командира эскадрильи. 12 сентября 1941 года она подняла свой самолет Су-2 в воздух, чтобы собрать разведывательные данные о наступавшем противнике. Выполнив задачу, Зеленко возвращалась на аэродром. В 20 километрах от аэродрома ее самолет атаковали несколько «мессершмиттов». В завязавшемся бою один из них был сбит, но и Су-2 был подбит и загорелся. Катя приказала летчику-наблюдателю лейтенанту Н. Павлыку выброситься на парашюте: она надеялась, что он доберется до аэродрома и доложит важные результаты воздушной разведки. Прикрывая его приземление, Катя продолжала вести бой. И когда кончился боезапас, она смело пошла на сближение с атаковавшим ее истребителем. Ее машина врезалась в пытавшийся ускользнуть от удара «мессершмитт». Произошло это под селом Анастасьевка Сумской области.

Герой Советского Союза Зеленко Екатерина Ивановна (1916-1941). Источник: warheroes.ru
Герой Советского Союза Зеленко Екатерина Ивановна (1916-1941). Источник: warheroes.ru

Советские летчики, идя на воздушный таран, применяли различные способы: рубили винтом хвостовое оперение или крыло вражеского самолета, били по нему крылом своей машины или выпущенным шасси, не сворачивали с курса при лобовой атаке. Герой Советского Союза П. Т. Харитонов, например, при первом таране использовал винт, а при втором — крыло. Он остался жив и успешно воевал до победы. Такие приемы, когда кончались боеприпасы, применял и я. Расскажу о своем последнем, четвертом таране.

Однажды я встретился в воздухе с пятью «мессершмиттами». Уклониться от боя с противником было невозможно. В короткой воздушной схватке самолет мой был изрешечен пулями и загорелся. Я сам был тяжело ранен. Огонь забрался в кабину. Отстегнув ремни, я попытался перевалиться через край пилотской кабины, но не смог: силы покидали меня. Тут я увидел, как навстречу моему горящему Як-7 шел вражеский самолет. В эфир полетели слова: «Машина горит. Ранен в голову... Иду на таран!».

Герой Советского Союза Борис Иванович Ковзан (1922—1985). Источник: visualrian.ru
Герой Советского Союза Борис Иванович Ковзан (1922—1985). Источник: visualrian.ru

Когда между двумя самолетами остались считанные метры, фашист дрогнул и попытался взмыть вверх. Но было уже поздно. Мой истребитель врезался в брюхо крестатой машины. При столкновении самолетов меня вышвырнуло из кабины. Падая с высоты примерно шесть тысяч метров, я потерял сознание. Очнулся, когда до земли осталось около двухсот метров. Последним усилием рванул вытяжное кольцо и снова потерял сознание. С раскрытым близко от земли парашютом я угодил в зыбкую трясину болота, и это меня спасло. При падении сломал бедро, руку, ключицу.

Как потом выяснилось, белорусские колхозники, наблюдавшие за боем, подобрали меня, доставили к партизанам, а те самолетом переправили в Москву. В госпитале, где я лечился девять месяцев, мне пришлось выдержать не менее тяжелый и упорный бой за то, чтобы выжить, чтобы пройти медкомиссию и вернуться в строй. После госпиталя в воздушных схватках я сбил еще шесть самолетов противника, а всего их на моем счету — двадцать шесть.

Чудов Ю. Н. «Таран»
Чудов Ю. Н. «Таран»

Замечу, что в Отечественную войну в воздушных таранах участвовали 404 летчика-истребителя, 18 экипажей штурмовиков и 6 бомбардировщиков, один таран был осуществлен на самолете Р-6.

Особый молниеносный расчет, исключительная храбрость и выдержка требовались от летчика при совершении тарана в ночном бою.

...Темная ночь на 29 июля 1941 года. Вражеские бомбардировщики рвутся к Москве. В 1 час 36 минут в районе д. Головино, Истринского района, Московской области старший лейтенант П. В. Еремеев вступает в бой с Ю-88. Кончились боеприпасы. Винтом своего МиГ-3 Еремеев отрубает у бомбардировщика стабилизатор и руль поворота. Гибнут обе машины. Старший лейтенант Еремеев приземляется на парашюте.

Герой Российской Федерации Петр Васильевич Еремеев (1911-1941). Источник: ru.wikipedia.org
Герой Российской Федерации Петр Васильевич Еремеев (1911-1941). Источник: ru.wikipedia.org

Наши летчики совершали тараны еще задолго до Великой Отечественной войны. Так, лейтенант Степанов Е. Н. и капитан Жердев Н. П. таранили фашистские самолеты в небе республиканской Испании в 1937 году. Причем лейтенант Е. Н. Степанов, как теперь стало известно, совершил первый в мире ночной таран.

Слева направо: Герой Советского Союза Евгений Николаевич Степанов (1911-1996) и Герой Советского Союза Николай Прокофьевич Жердев (1911-1942). Источник: soviet-aces-1936-53.ru
Слева направо: Герой Советского Союза Евгений Николаевич Степанов (1911-1996) и Герой Советского Союза Николай Прокофьевич Жердев (1911-1942). Источник: soviet-aces-1936-53.ru

Советские люди знают о подвиге, который совершил экипаж капитана Николая Гастелло, направившего свой горящий самолет на механизированную колонну врага. Имена капитана Н. Ф. Гастелло, лейтенантов Г. Н. Скоробогатого и А. К. Бурденюка, старшего сержанта А. А. Калинина, совершивших свой героический подвиг 26 июня 1941 года, по праву стали легендарными. Считалось, что подвиг гастелловцев был повторен более ста раз. Ныне стало известно, что не 100, а 327 огненных таранов совершили советские авиаторы в годы войны. Известны имена 617 летчиков, штурманов, стрелков-радистов, участвовавших в огненных таранах. Погибая, крылатые защитники Родины даже смертью своей побеждали врага, приближали день победы. Примечательно, что 184 огненных тарана совершили коммунисты и почти половина авиаторов, таранивших врага, — комсомольцы.

Герой Советского Союза Николай Францевич Гастелло (1907-1941). Источник: goskatalog.ru
Герой Советского Союза Николай Францевич Гастелло (1907-1941). Источник: goskatalog.ru

Сейчас удалось установить, что уже 24 июня 1941 года таранил наземную цель в годы минувшей войны экипаж бомбардировщика под командованием капитана Г. Храпая. Штурманом на самолете был Филатов, стрелком-радистом — Тихомиров. Произошло это в районе Броды. Получив боевое задание разбомбить мостовую переправу на реке Щаре, экипаж бомбардировщика прорвался сквозь заградительный огонь зенитных батарей противника. Но над переправой в машину попал снаряд, и она загорелась. «Умираем за Родину»,— передал в эфир свои последние слова капитан Храпай и направил пылающий самолет в центр моста.

Григорий Архипович Храпай (1907-1941). Источник: igsu.su
Григорий Архипович Храпай (1907-1941). Источник: igsu.su

Недавно стало известно, что еще задолго до начала Великой Отечественной войны, в 1939 году, огненный таран совершил военный комиссар 150-го бомбардировочного полка батальонный комиссар М. А. Ююкин. В подписанном тогда комкором Г. К. Жуковым представлении к высшей награде воинов, отличившихся в боях за Халхин-Гол, говорится, что М. А. Ююкин при выполнении сложного задания «попал под ожесточенный обстрел вражеских зенитных батарей, был подбит и, презирая смерть, направил горящий бомбардировщик на японский дзот».

Архивные документы раскрыли одну примечательную деталь: батальонный комиссар Ююкин был инструктором у Николая Гастелло, учил его летать, сражаться, любить Родину, побеждать.

Михаил Анисимович Ююкин (1911-1939). Источник: sgvavia.ru
Михаил Анисимович Ююкин (1911-1939). Источник: sgvavia.ru

В истории Великой Отечественной войны известны имена тех, кто совершил и воздушный, и огненный тараны. Газета «Правда» писала об одном из них. Экипаж бомбардировщика ДБ-ЗФ под командованием младшего лейтенанта П. С. Игашева в ожесточенном воздушном бою уничтожил двух фашистских стервятников, а затем таранил третьего. Свой охваченный пламенем самолет Игашев направил на колонну танков противника.

Герой Российской Федерации Петр Степанович Игашев (1915-1941). Источник: goskatalog.ru
Герой Российской Федерации Петр Степанович Игашев (1915-1941). Источник: goskatalog.ru

В списках героев, совершивших победоносные воздушные и огненные тараны, числятся представители всех союзных республик.

Говоря об истоках их бессмертных подвигов, трижды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации И. И. Кожедуб писал: «Я встречался с фашистскими асами и в воздухе, и с пленными, на земле. Среди них было немало отлично подготовленных летчиков. Но у них не было главного, того, что отличает советского аса: преданности общему делу, умения пойти на смертельный риск ради победы. Каждый из нас, советских летчиков, защищал правое дело. Я вспоминаю своих товарищей по полку. Они были большими оптимистами и жизнелюбами. Но ради победы они не щадили своих жизней. Вспомните, применил ли хоть один гитлеровский летчик таран? Я не знаю таких случаев. Таран называют оружием смелых».

Герой Советского Союза Б. И. Ковзан (1976)