Найти в Дзене
Андрей Ковалев

Последний рейс теплохода «Михаил Лермонтов». Жизнь после кораблекрушения.

-2

Ничто не предвещало беду 16 февраля 1986 года, когда советский теплоход «Михаил Лермонтов» вышел из новозеландского порта Пиктон в море. На борту теплохода было 408 иностранных туристов и 330 членов экипажа. Примерно через полтора часа после отхода из порта сменный капитан теплохода В. Воробьев спустился к себе в каюту. Основной капитан теплохода - А. М. Оганов был в отпуске. На мостике оставались старший помощник капитана, вахтенный помощник, два матроса и новозеландский лоцман, знающий местную акваторию.

Не буду вдаваться в технические и географические подробности. Основное - лоцман неожиданно предложил подойти ближе к скалистому берегу. По его словам для того, чтобы пассажиры могли ближе рассмотреть старинный маяк и полюбоваться прекрасными пейзажами. Теплоход довольно быстро стал приближаться к берегу.

Теплоход "Михаил Лермонтов"
Теплоход "Михаил Лермонтов"

Когда впередсмотрящий матрос и вахтенный помощник капитана увидели впереди по курсу буруны, которые означают подводные скалы, было уже поздно. Раздался удар и металлический скрежет. Теплоход почти на полном ходу наскочил на подводный риф и продолжал идти вдоль него, увеличивая и без того большую пробоину в борту.

На мостике быстро появился капитан, который направил теплоход в бухту, чтобы попытаться выбросить судно на берег.

Теплоход порядка двух часов шел к берегу, но этот маневр не увенчался успехом, судно стало набирать воду и крениться.

К слову сказать, на теплоходе в это время продолжалась обычная жизнь.

У пассажиров проходила дегустация вин с концертом художественной самодеятельности. В столовой экипажа показывали фильм. Все эти мероприятия были отработаны до конца, хотя было ясно, что происходит что-то неладное.

Крен стал увеличиваться, все попытки откачать воду из затопленных отсеков не принесли результата. Вода затопила и ГРЩ, остановились судовые двигатели, и капитаном было принято решение об оставлении судна.

Экипаж грамотно и оперативно подготовил пассажиров к эвакуации. Учитывая, что большую часть иностранных туристов составляли пожилые люди, эвакуация проходила не быстро.

Тем не менее, всех пассажиров усадили в шлюпки и спасательные плоты. Из-за приличного крена, спасательные средства удалось спустить на воду только с одного борта.

После посадки пассажиров в шлюпки и плоты, экипаж тоже эвакуировался, но перед тем как окончательно покинуть судно, членами экипажа были неоднократно проверены каюты и другие пассажирские помещения - не остался ли еще кто-то на борту.

В десять часов вечера пассажирский теплоход «Михаил Лермонтов» затонул в заливе Порт Гор…

Люди в спасательных шлюпках и плотах провожали свой пароход полными боли и отчаяния глазами.

Спасшихся людей подобрали танкер-газовоз «Тарихико», небольшой паром «Арахура» и несколько рыболовецких судов.

Один из моих товарищей попал на «Тарихико». Он до сих пор добрым словом вспоминает капитана и членов экипажа. Поскольку экипаж судна совсем небольшой, кают свободных не было. Всех разместили в коридорах и других помещениях. Капитан приказал собрать весь запас кофе, чая, безалкогольных напитков и разнести это все людям, поднятым на борт судна. Еще очень просили не курить на судне, т.к. судно было заполнено газом под завязку.

Суда со спасенными людьми взяли курс на Веллингтон.

В Веллингтон прибыли поздно ночью, на берегу спасшиеся люди прошли таможенные формальности, которые, кстати, были довольно хорошо организованы. У представителей иммиграционной службы и других служб уже были списки пассажиров и членов экипажа теплохода «Михаил Лермонтов».

К сожалению, когда звучала перекличка, один человек не отозвался. Рефмеханик Павел Заглядимов в момент столкновения был на своем рабочем месте в рефрижераторном отделении. Именно там судно получило основную пробоину, и худшие опасения товарищей погибшего рефмеханика оправдались.

Потом людей достаточно оперативно начали развозить по местным гостиницам. Моему товарищу повезло, он даже попал в пятизвездочную гостиницу «Джеймс Кук». Правда, через день его переселили в отель попроще.

Некоторым удалось позвонить домой. К сведению, в советской прессе объявление о катастрофе появилось только через несколько дней после трагедии. В местных газетах известие о гибели теплохода «Михаил Лермонтов» появилось уже утром следующего дня.

А еще, представители советских дипломатических служб в Новой Зеландии неоднократно просили экипаж не делать никаких заявлений прессе и телевидению.

Все члены экипажа сумели захватить свои документы. Также экипажу теплохода «Михаил Лермонтов» удалось спасти судовую кассу.

Через несколько дней, самолетами местных авиалиний членов экипажа доставили в Сингапур, откуда уже нашим бортом, самолетом ИЛ-86, отправили на родину с посадкой в Пакистане для дозаправки.

Несколько человек из командного состава теплохода «Михаил Лермонтов» остались в Веллингтоне для проведения следствия. Они пробыли там еще порядка двух недель.

Кстати, в многочисленных публикациях в интернете часто пишут, что члены экипажа летели в атмосфере отчужденности, типа экипажу самолета было запрещено общаться с ними, и прочие обидные подробности.

Мне же участники тех событий говорили, что сначала экипаж самолета даже не знал кого везет. Как в старом фильме «Экипаж» - сказали: летите туда-то, заберите наших граждан. Потом, когда уже разговорились, и авиаторы узнали, кто с ними летит, все было хорошо. Даже появилась выпивка. Правда, только до момента пересечения границы Советского Союза.

Потом долетели до Ташкента, где всем членам экипажа «открыли» границу.

И затем, наконец, долгожданный перелет в Ленинград. В аэропорту экипаж встречал основной капитан теплохода «Михаил Лермонтов» Арам Михайлович Оганов, представители Балтийского морского пароходства и несколько официальных лиц.

В автобусах, встречающих экипаж была теплая одежда, т.к. многие члены экипажа были практически в летней одежде. Но самое главное, что они были уже ДОМА!!!

Сложно сказать, закончились ли на этом злоключения для членов экипажа "Лермонтова"? Конечно, родное судно, уходящее на твоих глазах под воду, всегда будет стоять трагической картиной перед глазами. Люди очень неохотно об этом вспоминают. И остается только память…

Двадцатого августа 1986 г. приказом Министерства морского фота СССР списан и снят с баланса Балтийского морского пароходства пассажирский теплоход «Михаил Лермонтов».

Хорошей и скорбной традицией членов экипажа теплохода "Михаил Лермонтов"стало собираться на Серафимовском кладбище. Сначала собирались стихийно... Арам Михайлович Оганов был всегда на этих встречах. После его кончины, стали собираться на его могиле.

Это очень сложно описать: приходят люди, вспомнить, помянуть, поговорить о прошлом. Это люди, которым не безразлична судьба замечательного теплохода, и не только теплохода. Я не хочу вдаваться в политику, искать виноватых в той трагедии, не хочу модного нынче хайпа.

Это просто память, ПАМЯТЬ с большой буквы. Это то, чем наделил нас Создатель. Благодаря памяти мы остаемся ЛЮДЬМИ. Мы помним, и это самое главное. Люди помнят свой теплоход, своего товарища Павла Заглядимова и замечательного капитана Арама Михайловича Оганова!

На Серафимовском кладбище похоронен почти весь экипаж грузового теплохода «Механик Тарасов», который утонул в этот же день в 1982 году. Это отдельная тема, может быть когда-нибудь напишу об этом. Я был на похоронах экипажа ролкера «Механик Тарасов», я знаком с членом экипажа, который спасся - один из немногих. Но это другая история.

Я хотел бы завершить свой рассказ о теплоходе «Михаил Лермонтов» и его экипаже, пережившими такую трагедию самыми добрыми словами: честь и хвала МОРЯКАМ, которые потерпели крушение, спасли ВСЕХ пассажиров, выжили и при этом остались ЛЮДЬМИ!!!

16 февраля 2021 года исполнилось 35 лет трагедии у берегов Новой Зеландии.

Послесловие:

  • После аварии теплохода «Михаил Лермонтов» у берегов Новой Зеландии более пяти лет не было никаких круизных судов.
  • Иностранные пассажиры выставили множество исков к туристической фирме CTC и Балтийскому морскому пароходству.
  • Практически все выставленные иски были удовлетворены.
  • В свою очередь, фирма СТС и Балтийское морское пароходство подали иск в Австралийский суд на сумму 45 миллионов долларов. Но в результате получили компенсацию всего лишь в размере 2,75 миллиона долларов. Этих денег едва хватило, чтобы рассчитаться по искам с пассажирами.
  • Был поднят сейф с ценностями пассажиров, сдавших их на хранение.
  • Всем членам экипажа была выплачена компенсация за пропавшие и утраченные вещи. Без торга и обсуждений
  • К затонувшему судну началось настоящее паломничество дайверов. Многие вещи, поднятые с затонувшего теплохода, тут же расходились по аукционам.
  • А еще, каким-то образом, катер с теплохода «Михаил Лермонтов» оказался в Санкт-Петербурге. Говорят, что капитан одного из ролкеров Балтийского морского пароходства договорился с новозеландскими властями и привез катер в Ленинград.
-10

Хочу поблагодарить бывших членов экипажа теплохода "Михаил Лермонтов" и других пассажирских судов Балтийского морского пароходства за информацию и фотографии из личных архивов.

-11
Читаем на канале: