Найти тему
Это грибы!

Как я новый гриб открывал

Новообращенный миколог-любитель временами напоминает домашнюю собачку, которую впервые в жизни взяли в лес. Незнакомым, интригующим, захватывающим кажется буквально всё - каждая травинка, каждая палочка, каждое дуновение ветерка. Даже если ваш грибной стаж исчисляется десятилетиями, вы можете не иметь ни малейшего представления о многообразии грибного мира за пределами книги о вкусной и здоровой пище. Ну или это только я был такой незамутненный.

Лет двадцать назад, поздней весной, я почти полностью уверился в том, что открыл новый, неизвестный науке гриб. Еще бы - ни в одном из десятка моих бумажных справочников с рисованными картинками не было ничего похожего. Вот так история, радовался я. Только начал знакомство с грибами всерьез - и тут же, спустя буквально неделю, настоящее открытие! Что ж дальше-то будет? Мировая известность? Нобелевская премия?

Гриб был большой. Гриб был красивый. Гриб рос поздней весной. Он торчал на павшей липе как античный воин, попирающий труп врага. Ну разве мыслимо, чтоб такой замечательный гриб не попал ни в один иллюстрированный справочник? Значит, точно новый вид.

Гордая красная нога, шапка-воронка, головокружительный фруктовый аромат, и такая эластичная фактура, что рука не поднимается назвать ее "мякотью". Впервые в жизни я встретил гриб, свежий и сочный, не какой-то деревянный трутовик, который совершенно невозможно разломить одной рукой. Гнется, хоть в трубочку сворачивай, хоть скомкай его совсем - отпускаешь, и тут же расправляется! Чудеса.

- Ага, это у тебя липовая вешенка. Попадаются иногда. - Сосед Георгий, сам того не зная, подлил масла в огонь первооткрывательских страстей. - Съедобная, кстати. Пока зубы торчат.

Он любил пошутить про чужие зубы - своих-то почти лишился на вредном производстве...

Ладно, что ходить вокруг да около, набивая цену. Удивительный гриб я встречал каждую весну на одном и том же дереве; никакой "липовой вешенки" ни в справочниках, ни в маленьком, таком домашнем интернетике, я конечно, не нашел. Но лишь похвалившись находкой перед грибными соратниками, тут же получил квалифицированный диагноз.

Кажется, это был Юрий Григорьевич Семёнов. Он мне разъяснил, что мой "новый гриб" - просто пилолистник бокаловидный (Lentinus/Neolentibus cyathiformis), а с заявлениями об открытии нового вида торопиться никогда не стоит. Действительно - гриб, не очень типичный для нашей полосы, более южный. Именно на юге нашей страны он приобретает свою характерную внешность, а до нас доходят преимущественно какие-то задохлики. И хорошо - встреть я тогда бокаловидный пилолистник в зените славы, побежал бы заявлять о находке в Академию Наук.

В общем, с той поры новых грибов я не открывал.

Кстати, добрый сосед Георгий оказался немного неправ: пилолистники на эволюционном древе отстоят от вешенок довольно далеко. (А родовое название они получили из-за зубчатых пластинок - хотя там таких несколько родов, бывает и "пилолистничек" (Lentinellus). И да, бокаловидный пилолистник многие едят и высоко ценят, невзирая на резинистую консистенцию, а может, и ради нее.

Вообще, пилолистники располагают к разного рода конфузам. Другой подстерег меня годы спустя - что любопытно, случилось это на столбе линии электропередач, ведущем к участку соседа Георгия. Весной поставили новый столб вместо подгнившего, а уже осенью на нем вырос красивый развесистый гриб. По какой-то сложной причине я сходу узнал в нем чешуйчатку разрушающую и долго расхаживал по деревне с видом человека, посвященного в коррупционную схему.

"Смотрите", - докладывал я немногим желающим и многим нежелающим, - "это разрушающая чешуйчатка - она растет исключительно на тополе. Но разве из тополя можно делать столбы? Всё ясно - настоящий столб продали налево, а нам привезли спиленный где-то в лесополосе тополь!".

Музыка, впрочем, в этот раз играла недолго. Несколько дней спустя, фотографируя переросшую находку, я обнаружил, что это, конечно, никакая не чешуйчатка, а пилолистник чешуйчатый, или шпальный гриб (Lentinus lepideus), способный расти вообще на чем угодно - даже на шпалах, пропитанных креозотом. Таким образом, вышло, что я просто оклеветал наших добрых электриков. К счастью, скоро выяснилось, что никто из соседей моих разоблачений не слушал.

Более резонансный конфуз, связанный с пилолистниками, прогремел в среде грибников Ростовской области. Один человек нашел на пустыре целую кучу очень красивых шампиньонов, принес домой, зажарил и съел, отметив, что грибы получились на редкость невкусные. Но это уже верность охотничьему принципу: что добыл - съешь. Или умри, пытаясь. "Это Ростов!"

Нетрудно догадаться, что "шампиньонами" оказались всё те же чешуйчатые пилолистники, и росли он не просто на пустыре, а на древних, вросших в почву шпалах от разобранной узкоколейки. К счастью, шпальный гриб не ядовит, а даже в какой-то мере съедобен - если человека не особо интересует вкус пищи. В общем, всем нам пример и урок.

А вы когда-нибудь садились в лужу, пытаясь блеснуть глубокими познаниями?