предыдущая часть здесь
Список всех частей - здесь
А на лице её дурном горят бесовские два глаза
Теперь обратим внимание на суточный ритм активности демонов. Вспомним «цертовку», которая повадилась ходить к мужикам в стан на пустоши, когда те в обед лягут спать. Вспомним суеверных таджиков, которые не ложились отдыхать в полдень на неубранном поле из страха перед аджиной. Почему демоны активны в полдень? Вероятно, именно потому, что в это время человек устраивал себе отдых. Отсюда славянское название женской нежити — полудница.
Но гораздо более продолжительный отдых люди дают себе ночью, и именно к ночи, как мог убедиться читатель, в основном приурочено бодрствование демонов. В этом нет никакой мистики, поскольку и множество других обитателей лесов, полей и гор ведут ночной образ жизни. Одно из обязательных условий такой жизни — способность видеть в темноте, а эта способность в свою очередь обусловлена соответствующей анатомией и физиологией глаза ночного животного. Довольствуясь минимальным количеством света ночью, такой глаз, благодаря рефлекторным свойствам слоя тапетум, подстилающего сетчатку, сильно отражает лучи значительного источника света, например, костра, и тогда говорят, что глаза животного ночью светятся, как это наблюдается у кошек, собак, волков. Вывод отсюда такой: если демоны видят ночью, то и их глаза должны при подходящих условиях светиться в темноте.
Соответственно, наши источники упоминают
- «сверкающие глаза» лешего[ 402 ] ,
- у водяного «глаза горят как уголья»[ 403 ] ,
- «глаза русалок горят, как огни»[ 404 ] ,
- у таджикского дэва «горят большие огненные глаза»[ 405 ] ,
- арабской же гуль-ябани («гуль из пустыни») посвящены стихи, в которых есть строка: «А на лице ее дурном блестят бесовские два глаза»[ 406 ] .
Здесь мы должны вспомнить о двух видах человека в систематике Карла Линнея, о «Человеке дневном, или разумом одаренном» — Homo sapiens и «Человеке ночном» — Homo nocturnus, он же «Человек лесной» — Homo sylvestris (т.е. леший, лесовик), он же «Человек пещерный» — Homo troglodytes[ 407 ] . Воистину, пути науки неисповедимы.
Уже отмечалось, что кое-что из того, что для человека гипертрофия, отклонение от нормы, то для демона норма. Это касается волосяного покрова и развития молочных желез. Оказывается, это справедливо и в отношении способности видеть в темноте, ибо, как исключение, как своего рода гипертрофия обычного зрения, эта способность отмечена и у людей. Глаза этих людей, как у демонов, ярко блестят в темноте[ 408 ] .
Лошади, собаки и нечистая сила
На протяжении тысячелетий лошадь и собака были самыми верными, самыми неизменными помощниками человека. Говорят даже, что собака вывела, а лошадь в таком случае вывезла, человека в люди. И потому тот, кто не стал человеком, но постоянно с ним сталкивался, должен был волей-неволей сталкиваться с лошадьми и собаками, что и отражено фольклором и демонологией.
Существует немало рассказов о любви нечистой силы кататься на лошадях. Соответствует ли это действительности, я не знаю, но думаю, что фольклор такого рода заслуживает более серьезного к себе отношения со стороны биолога, чем сказки о лисе, которая любит кататься на волке.
Другая особенность в отношениях между бесами и лошадьми, точнее, между сторонами треугольника человек — лошадь — демон, состоит в том, что при приближении демона лошадь обнаруживает его раньше, чем всадник или возница. Вот пример из статьи Е.А.Ляцкого «Представление белоруса о нечистой силе»: «Вдруг лошадь остановилась и не двигалась с места несмотря на все понукания». Лишь позже послышались «ужасные нечеловеческие звуки, свист и вой», и «огромный лесовик, со звездами вместо очей вышел на дорогу»[ 409 ] . В Таджикистане при встрече с аджиной лошадь под всадником «захрапела, задрожала и бросилась в сторону»[ 410 ] .
Однако фольклор и демонология простой заменой глагола «чуять» глаголом «видеть» преподносят нам эти сведения под вуалью таинственности: «Алмасте может сделаться невидимой для людей, но всегда остается видимой собаками и лошадьми»[ 411 ] . Демон древних италийцев Фавн «бродит в лесах невидимым духом: в связи с этим собака, которой приписывали способность видеть духов, была посвящена Фавну»[ 412 ] .
Не знаю, как относился Фавн к посвященным ему собакам, но демоны других народов явно не питают особой симпатии к лучшему другу человека за его способность «видеть духов» и извещать об этом хозяина.
- Таджикские дэвы «находятся во вражде с собаками»[ 413 ] , если дэв увидит собаку, «бросится на нее и задушит»[ 414 ] ;
- в Авесте, священной книге зороастрийской религии, в части Видэвдат (т.е. «против дэвов данной») две главы посвящены собаке как наиболее благородному антагонисту «злых духов»[ 415 ] .
- В Башкирии «народные рассказы приписывают собаке способность отгонять нечистую силу»[ 416 ] .
- Чувашский арсури «боится собак и кнута»[ 417 ] . «Если станешь травить его собакой, то он начинает умолять человека, чтобы тот отозвал (унял) собаку»[ 418 ] .
«Двух человек или даже одного с собакой шурале боится и нападает только на одиноких»[ 419 ] . Вспомним грузинского крестьянина, на которого напал каджи, одетый в бурку, и которому помогли отбиться от демона прибежавшие на помощь собаки. Все это естественно и понятно. Однако, какие же это были бы демоны, если бы все у них было так просто и понятно. Возникает вопрос: а как же «приходящая нежить»? Как домовые? Как им удается преодолеть собачий заслон?
Единственное, чем я располагаю сегодня на этот счет, это слова фольклориста, почерпнутые от народа: домовой дружит с собаками[420]. Это исключение из правила номер один. Исключение номер два куда диковинней. Признаюсь, когда я впервые с ним ознакомился, то пришел в замешательство: «У лесного царя есть верные собачки, сопровождающие его всюду — маленькие и пестрые, которых, однако, редко можно увидеть»[ 421 ] .
В грузинском фольклоре есть запись: чинка «имеет собственных собак, но боится последних, если они принадлежат людям»[ 422 ] . Согласно О.Муродову, бывает собака и у таджикского дэва[ 423 ] . Здесь есть над чем задуматься.
Чистая ли это сказка? Повременим с ответом.