Найти тему
Фонд КРИПТОСФЕРА

Домашние животные и нечистая сила. Продолжаем читать Д.Ю.Баянова. Часть 16.

предыдущая часть здесь

Список всех частей - здесь

А на лице её дурном горят бесовские два глаза

Теперь обратим внимание на суточный ритм активности демонов. Вспомним «цертовку», которая повадилась ходить к мужикам в стан на пустоши, когда те в обед лягут спать. Вспомним суеверных таджиков, которые не ложились отдыхать в полдень на неубранном поле из страха перед аджиной. Почему демоны активны в полдень? Вероятно, именно потому, что в это время человек устраивал себе отдых. Отсюда славянское название женской нежити — полудница.

Но гораздо более продолжительный отдых люди дают себе ночью, и именно к ночи, как мог убедиться читатель, в основном приурочено бодрствование демонов. В этом нет никакой мистики, поскольку и множество других обитателей лесов, полей и гор ведут ночной образ жизни. Одно из обязательных условий такой жизни — способность видеть в темноте, а эта способность в свою очередь обусловлена соответствующей анатомией и физиологией глаза ночного животного. Довольствуясь минимальным количеством света ночью, такой глаз, благодаря рефлекторным свойствам слоя тапетум, подстилающего сетчатку, сильно отражает лучи значительного источника света, например, костра, и тогда говорят, что глаза животного ночью светятся, как это наблюдается у кошек, собак, волков. Вывод отсюда такой: если демоны видят ночью, то и их глаза должны при подходящих условиях светиться в темноте.

Соответственно, наши источники упоминают

  • «сверкающие глаза» лешего[ 402 ] ,
  • у водяного «глаза горят как уголья»[ 403 ] ,
  • «глаза русалок горят, как огни»[ 404 ] ,
  • у таджикского дэва «горят большие огненные глаза»[ 405 ] ,
  • арабской же гуль-ябани («гуль из пустыни») посвящены стихи, в которых есть строка: «А на лице ее дурном блестят бесовские два глаза»[ 406 ] .
Представьте себе, что внутри этой терракотовой маски горит пламя свечи. Это будет очень реалистичное изображение сатира, каким его видели древние греки.
Представьте себе, что внутри этой терракотовой маски горит пламя свечи. Это будет очень реалистичное изображение сатира, каким его видели древние греки.

Здесь мы должны вспомнить о двух видах человека в систематике Карла Линнея, о «Человеке дневном, или разумом одаренном» — Homo sapiens и «Человеке ночном» — Homo nocturnus, он же «Человек лесной» — Homo sylvestris (т.е. леший, лесовик), он же «Человек пещерный» — Homo troglodytes[ 407 ] . Воистину, пути науки неисповедимы.

Уже отмечалось, что кое-что из того, что для человека гипертрофия, отклонение от нормы, то для демона норма. Это касается волосяного покрова и развития молочных желез. Оказывается, это справедливо и в отношении способности видеть в темноте, ибо, как исключение, как своего рода гипертрофия обычного зрения, эта способность отмечена и у людей. Глаза этих людей, как у демонов, ярко блестят в темноте[ 408 ] .

Лошади, собаки и нечистая сила

На протяжении тысячелетий лошадь и собака были самыми верными, самыми неизменными помощниками человека. Говорят даже, что собака вывела, а лошадь в таком случае вывезла, человека в люди. И потому тот, кто не стал человеком, но постоянно с ним сталкивался, должен был волей-неволей сталкиваться с лошадьми и собаками, что и отражено фольклором и демонологией.

Существует немало рассказов о любви нечистой силы кататься на лошадях. Соответствует ли это действительности, я не знаю, но думаю, что фольклор такого рода заслуживает более серьезного к себе отношения со стороны биолога, чем сказки о лисе, которая любит кататься на волке.

Другая особенность в отношениях между бесами и лошадьми, точнее, между сторонами треугольника человек — лошадь — демон, состоит в том, что при приближении демона лошадь обнаруживает его раньше, чем всадник или возница. Вот пример из статьи Е.А.Ляцкого «Представление белоруса о нечистой силе»: «Вдруг лошадь остановилась и не двигалась с места несмотря на все понукания». Лишь позже послышались «ужасные нечеловеческие звуки, свист и вой», и «огромный лесовик, со звездами вместо очей вышел на дорогу»[ 409 ] . В Таджикистане при встрече с аджиной лошадь под всадником «захрапела, задрожала и бросилась в сторону»[ 410 ] .

Однако фольклор и демонология простой заменой глагола «чуять» глаголом «видеть» преподносят нам эти сведения под вуалью таинственности: «Алмасте может сделаться невидимой для людей, но всегда остается видимой собаками и лошадьми»[ 411 ] . Демон древних италийцев Фавн «бродит в лесах невидимым духом: в связи с этим собака, которой приписывали способность видеть духов, была посвящена Фавну»[ 412 ] .

Не знаю, как относился Фавн к посвященным ему собакам, но демоны других народов явно не питают особой симпатии к лучшему другу человека за его способность «видеть духов» и извещать об этом хозяина.

  • Таджикские дэвы «находятся во вражде с собаками»[ 413 ] , если дэв увидит собаку, «бросится на нее и задушит»[ 414 ] ;
  • в Авесте, священной книге зороастрийской религии, в части Видэвдат (т.е. «против дэвов данной») две главы посвящены собаке как наиболее благородному антагонисту «злых духов»[ 415 ] .
  • В Башкирии «народные рассказы приписывают собаке способность отгонять нечистую силу»[ 416 ] .
  • Чувашский арсури «боится собак и кнута»[ 417 ] . «Если станешь травить его собакой, то он начинает умолять человека, чтобы тот отозвал (унял) собаку»[ 418 ] .

«Двух человек или даже одного с собакой шурале боится и нападает только на одиноких»[ 419 ] . Вспомним грузинского крестьянина, на которого напал каджи, одетый в бурку, и которому помогли отбиться от демона прибежавшие на помощь собаки. Все это естественно и понятно. Однако, какие же это были бы демоны, если бы все у них было так просто и понятно. Возникает вопрос: а как же «приходящая нежить»? Как домовые? Как им удается преодолеть собачий заслон?

Единственное, чем я располагаю сегодня на этот счет, это слова фольклориста, почерпнутые от народа: домовой дружит с собаками[420]. Это исключение из правила номер один. Исключение номер два куда диковинней. Признаюсь, когда я впервые с ним ознакомился, то пришел в замешательство: «У лесного царя есть верные собачки, сопровождающие его всюду — маленькие и пестрые, которых, однако, редко можно увидеть»[ 421 ] .

В грузинском фольклоре есть запись: чинка «имеет собственных собак, но боится последних, если они принадлежат людям»[ 422 ] . Согласно О.Муродову, бывает собака и у таджикского дэва[ 423 ] . Здесь есть над чем задуматься.

Чистая ли это сказка? Повременим с ответом.

Картины этой серии очень удачно иллюстрируют наше представление об отношении между домовыми и некоторыми домашними животными.
Картины этой серии очень удачно иллюстрируют наше представление об отношении между домовыми и некоторыми домашними животными.