Девятнадцатый век - время молниеносного развития промышленности и индустриального производства в развитых странах, время, когда огромные и необъятные массы людей устремлялись в города, которые росли быстрыми темпами. Также развивалось активно железнодорожное сообщение, что тоже оставляло свой отпечаток на ткани города.
Добавьте к этому всё возрастающее автомобильное и трамвайное движение и получите каскад проблем, которые необходимо было решать.
Ответ вскоре был найден в Англии, где промышленная столица со своими антисанитарными и антигуманными условиями жизни уже заставляла задумываться о будущем городов.
В 1898 году в свет выходит книга социолога Эбинизера Говарда под названием "Завтра" (в 1903 название было изменено на "Города-сады завтрашнего дня"). В ней он сформулировал базисные принципы идеального города.
Стоит отметить, что данная концепция сыграла не последнюю роль, а может даже и первую, в развитии градостроительства в начале 20 веке.
Давайте перейдём к предложениям Говарда. Прежде всего необходимо будет значительно уменьшить площадь и численность населения города, а также совместить в нём лучшие стороны деревни и его самого. Затем начать строительство сельско-хозяйственных предприятий и невредной промышленности, чтобы у людей совсем рядом находились места работы, то есть им не нужно будет выезжать ради заработков в другие места.
Теоретическое число жителей одного такого поселения должно ровняться 32 тысячи человек. Такие территориальные образования в будущем могут соединиться посредством скоростных жд магистралей и дорог в единое целое, численность населения которого составит 250 тысяч человек.
Теперь перейдём к пространственной организации объектов и планировке города. В центральной его части должен расположиться центральный парк, который являлся бы главным местом силы. Также здесь бы находились социальные объекты (библиотека, театр, больницы и тд.). На полупериферии размещались бы жилые дома (малоэтажные, с небольшими участками). А на окраине стояли бы фабрики и сельхоз угодья.
Объединяя вышесказанное, вкратце охарактеризуем такой тип города: небольшое количество людей, проживающих на достаточно маленькой территории, что делало проживание компактным, проводит своё время (досуг, отдых, труд) в "культивированном природном ландшафте".
В 1903 году началась реализация концепции, в которой приняли участие и архитекторы, и социологи, и даже некоторые государственные деятели. В 1904 было запущено строительство первого города-сада Лечворта в пригороде Лондона.
Все были в предвосхищении грандиозного результата, но заселялся первый город-сад медленными темпами. К концу 20-х годов в нём проживало всего 14 тысяч человек, что никак не дотягивает до нужной отметки (32 тысячи человек).
Минусы были вполне очевидны:
- высокая стоимость жилья
- сложность переноса целых предприятий на отдаление от города
Следующая попытка воссоздания в жизни этой идеи была предпринята тоже в Англии и тоже под Лондоном, но уже Патриком Аберкромби, английским архитектором-планировщиком. Но об этом мы поговорим немного позже, так как это абсолютное переосмысление идей Говарда и запихивать в одну статью эти 2 примера я считаю нецелесообразным.
Таким образом, несмотря на провал первого города-сада, нельзя сказать, что идея оказалась провальной. Она дали миру глоток свежего воздуха, показав, что не обязательно строить "человейники", где ежедневно "перерабатываются" люди и все их стремления и желания. Можно сделать среду более предназначенную под истинные запросы общества. Что и продемонстрировал Говард в первом городе-саде.
Вот мы и рассмотрели интересную тему, связанную с городом. Если у Вас остались какие-то вопросы, Вы хотите поправить меня или что-то дополнить, то пишите в комментарии, всегда Вам отвечу.