Найти в Дзене
Вечный студент

Поэзия в кружеве рондо


Когда-то древнему человеку, для того чтобы впасть в священное медитативное состояние, было достаточно ритма, из которого родилась музыка. Музыка притянула к себе и слова, которые хотелось спеть. Так из лона музыки родилась поэзия, и долгое время не существовала без музыкального фона.

Русская литературная поэзия не знала этого долгого периода взрастания из музыкальной, песенной формы. Русская песня была всегда, но существовала вне литературы. А литературная поэзия пришла к нам в конце 17 века из польской культуры в виде силлабических виршей. Пришла как уже сложившийся текстовой вариант литературы.

Европейская поэзия несколько веков росла из песенного жанра, пока к 15 веку не отделилась окончательно от музыки. Но свойственная песне строфическая форма с рефренами сохранилась во многих старинных поэтических жанрах.

Таким жанром было рондо. По своей структуре это более развитая форма триолета.

Как мы помним, в триолете рефреном звучит дважды повторенная первая строка восьмистишия.

Этот двойной повтор мы находим и в рондо. И еще одно общее с триолетом свойство — это стихотворение на двух рифмах

Характерная особенность рондо — дисгармоничное, нечетное количество строк. От девяти до 17 и более. А рефреном в рондо оказывается не целая первая строка, а ее первые слова или даже одно слово. И этот рефрен повторяется дважды в виде усеченной строки — в середине стиха и в конце.
Читать далее
http://olgaveiga.ru/poeziya_v_kruzheve_rondo/