"Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит".
Думала, это слова из "Маленького принца". Но нет, пока записывала, вспомнила, кто их автор. Михаил Булгаков вложил их в уста Воланда. И все же, они правдивы. Иначе никак.
Так мы пытаемся воспитывать своих близких, отстраняясь. Даём им понять, твоё поведение сейчас неприемлемо. Я не желаю, чтобы со мной так обращались. Вот видишь, что будет, если ты будешь так себя вести? За стимулом последует реакция, красная лампочка и удар током. А если ты будешь таким, как мне надо, то я применю "поглаживание" и дам вкусное подкрепление. Конфетку или котлетку. Или секс, например, если речь о супругах. То, что человеку нравится, то, что он сам очень любит. Или не дам. Я ведь тоже живой человек, имею право на смену настроения и вообще...
И тогда получается, что со временем из отношений уходит понимание, сочувствие и любовь. Остаются лишь стимулы и реакции. Автоматические. Будто рядом не живые люди, а два робота существуют, сделай то, получишь это. И душа начинает задыхаться. Ей становится тесно от отсутствия смысла. Её ведь не обманешь, не раскроишь по своему усмотрению. Ей нужны чувства и взаимодействие, живое, настоящее. А для них нужна открытость и риск.
Если сердце превращается в камень, да, уже никому не больно. Но и других чувств нет. Ничего больше нет. Две пустоты существующие рядом. И все.
Так что осторожнее надо с воспитанием. Лучшее воспитание для человеческой души - это любовь. Так все религии учат. И А.С. Макаренко так учил. И интуиция нам подсказывает, что это правильно. Не ударить, а приголубить. А когда человек оттает, поговорить душевно. И боль с обидой пройдёт. И воспитание не потребуется. Душа оживет, откликнется.
Только, когда мы злимся на близких, мы забываем, что у них тоже есть душа. И применяем упрощенные методы, которым нас учит популярная психология в модных журналах.
А зря.