Автобусы Ikarus всё еще можно приобрести в России. Причем некоторые экземпляры, на удивление, сохранились в очень неплохом состоянии.
И если туристическими Ikarus 256 вряд ли кого-то удивишь, потому что некоторые экземпляры всё еще выходят на междугородние маршруты (в основном в южных регионах страны), то обнаружить «советскую» оранжевую «гармошку» Ikarus 280 было настоящим сюрпризом.
Хорошая сохранность такого редкого в наше время экземпляра объясняется тем, что работал он в закрытом городе Снежинске Челябинской области.
Ранее город назывался Челябинск-70, а его градообразующим предприятием является ВНИИТФ, разрабатывающий ядерные боеприпасы.
На 2020 год население города составляет всего чуть больше 50 тысяч человек. Совершенно очевидно, что такие большие сочлененные автобусы там просто не нужны.
Продавец в объявлении сообщает, что всего продаётся два автобуса Ikarus 280. Второй вы можете увидеть на обложке в официальной группе общественного транспорта в Снежинске Вконтакте.
Оба автобуса эксплуатировались транспортной компанией ОАО «Трансэнерго».
Экземпляр, который мы видим на фотографиях, ходил по маршруту 9К. Даже оригинальные номерные таблички сохранились.
При этом состояние автобуса действительно очень достойное. На кузове не видно очагов серьезной ржавчины, все стёкла на месте, с технической точки зрения, вероятно, также всё в порядке.
Фактически, из косяков я обнаружил лишь царапины сверху в районе самой задней двери. Это довольно частое повреждение 280-х из-за большой длины и длинного заднего свеса.
Интересно, что это не привычная для советских городов версия 280.01, а модификация для ГДР 280.02.
Если «наши» автобусы шли с форточками сначала через окно, а потом в каждом окне, то у «немецких» форточек вовсе не было (хотя я вижу одну на фотографии ниже), а сиденья имели характерные «ушастые» ручки.
Такие выпускались с 1974 по 1990 год. Выставленный на продажу экземпляр, вероятно, один из последних выпущенных. Продавец указывает год производства 1990-й.
Водительское место выглядит немного перегруженным дополнительным оборудованием, которого изначально тут не было, но все основные элементы, вроде как, сохранились. Даже фирменные кнопочки с подсветкой, которые я всегда хотел понажимать будучи ребенком.
Видно, что пробег у автобуса небольшой, хотя точных цифр продавец не предоставляет.
А вот цена вас вряд ли порадует. За него просят 600 тысяч рублей. Но она вполне оправдана.
Во-первых, найти Ikarus 280 в любом состоянии сегодня - это большая удача. А во-вторых, чтобы потом довести его до приличного вида, такого как у выставленного на продажу экземпляра, нужно будет потратить гораздо большую сумму.
Всего было выпущено практически 61 тысяча автобусов Ikarus 280 различных модификаций. Все базовые версии (в том числе 280.01 для СССР и 280.02 для ГДР) оснащались двигателями Raba-MAN D2156HM6U, расположенными под полом.
Максимальная вместимость «гармошек» достигала 180 человек, а число мест для сидения в среднем равнялось 34 (были, естественно, и другие варианты).
Для Венгрии эти автобусы выпускали до 2002 года в варианте 280.30.