390 лет назад 8 февраля 1631 г. (27 января по старому стилю) скончалась старица инокиня Марфа, урожденная Ксения Ивановна Шестова, – мать царя Михаила Федоровича.
Происходила Ксения из костромских дворян Шестовых и старомосковского боярского рода Морозовых-Салтыковых. Отец ее рано умер и оставил ей и старшей дочери хорошее приданое. Примерно в 1585-1590 гг. Ксения была выдана замуж за знатного боярина Федора Романова. Их первенцы, близнецы, умерли вскоре после рождения. Потом родилась дочь Татьяна, за ней – сын Михаил. Еще два сына умерли во младенчестве.
В 1600 г. все представители рода Романовых были обвинены в покушении на жизнь царя Бориса Годунова и сурово наказаны. Ксения и ее муж были пострижены в монахи. Федор Романов, постриженный с именем Филарет, был сослан в Антониево-Сийский монастырь на Русском Севере. А Ксения (теперь инокиня Марфа) была сослана в Заонежье, в село Толвуя на берегу Онежского озера и разлучена с детьми – Михаилом и Татьяной. Детей взяла к себе тётка, Марфа Никитична Черкасская. Тайком она увезла их из Белозерского края в село Клин Юрьевского уезда, старинную вотчину Романовых.
Известно, что находившаяся в заточении инокиня Марфа получала сведения о судьбе супруга. Их «проведывал» толвуйский священник Ермолай Герасимов. За это священник и его потомки получили щедрые пожалования после восшествия на престол Михаила Фёдоровича Романова.
А посланный с новопостриженным иноком Филаретом в Сийский монастырь пристав Воейков был свидетелем, как сильно тот тосковал по жене и детям: «Жена моя бедная, наудачу уже жива ли? Где она? Чаю, где-нибудь туда её замчали, что и слух не зайдет. То мне и лихо, что жена и дети: как помянешь их, так словно кто рогатиною в сердце кольнет!»
В 1602 г. инокиню Марфу перевели в село Клин Юрьевского уезда, где она, наконец, встретилась с детьми.
В 1606 году по приказу нового царя Лжедмитрия I, который старался демонстрировать свое родство со старой знатью, Романовы были освобождены. Инокиня Марфа получила возможность вернуться в Москву. Дочь Татьяна вышла замуж за князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского. Инок Филарет получил назначение в Ростовскую митрополию. Во время правления Лжедмитрия II в 1611 году ставший уже патриархом Филарет попал в польский плен, где пробыл 8 лет.
В 1610–1612 гг. Марфа с дочерью Татьяной и сыном Михаилом пережила тяготы «осадного сидения» в Кремле. Отпущенная поляками, Марфа выехала в свою приданную вотчину, село Домнино (Костромской губернии), откуда ездила по ближайшим монастырям, молясь о пленном муже. Когда послы земского собора просили Михаила на царство, она отказывала, ссылаясь на его юность. Она боялась, что он погибнет, как другие цари Смутного времени. С трудом члены Костромского посольства уговорили ее дать сыну благословение на царство. И в 1613 году мать благословила сына на царство Феодоровской иконой Божией Матери, которая с этого момента стала одной из святынь дома Романовых.
В Москве инокиня Марфа поселилась в Вознесенском монастыре. Но до возвращения патриарха Филарета из польского плена активно помогала сыну в управлении государством. При нем видное место заняли ее племянники Салтыковы. В последние годы жизни исполняла обязанности игуменьи монастыря, покровительствовала вдовым царицам, находившимся в монастырях, занималась благотворительностью и благоустройством загородного имения в Рубцове. Опекала внучку Ирину и была в хороших отношениях с царицей Евдокией Лукьяновной.
Зимой 1613 г. она умерла и была похоронена в усыпальнице бояр Романовых Новоспасского монастыря.
☦️ #новоспасскиймонастырь #монастырь #монахи #романовы #монашество #православие #христианство #москва #moscow