Татьяна Карпова, доктор искусствоведения, Государственная Третьяковская галерея:
Эта картина была принята на передвижную выставку, но простояла там недолго. И была снята с неё по распоряжению и Святейшего Синода, и император был возмущен этим произведением. Церковь восприняла образ Христа как оскорбление для верующих. Потому что она противоречила традиционному изображению Христа, как человека прекрасного и духовно, и нравственно, и внешне. На этой картине мы видим тщедушного, измученного, худого Христа, который многим показался жалким. Александр Третий сравнил его с больным Миклухо-Маклаем. Как он сказал, ну какой же это Христос, это больной Миклухо-Маклай, который приходил просить у императора денег на его всяческие путешествия. Ге говорил, что после того, как человека так долго мучили, истязали, он не может быть спокойным и прекрасным. Как ему когда-то рекомендовали для Храма Христа Спасителя Его изображать – с пробором, с волнистыми волосами блестящими, с белой кожей и так далее.
И вот эта картина обладает удивительной, такой плакатной, можно сказать, выразительностью. Он до предела обостряет этот конфликт Христа и Пилата. Конфликт светлого, благородного, бескорыстного человека, который гибнет, столкнувшись вот с этой грубой силой, властной, очень непререкаемой, самодовольной. И вот эту самодовольную сытость мы чувствуем в фигуре Пилата, которого Ге изображает со спины. Но весь характер этого человека виден, хотя мы и не представляем себе его лица. Он спрашивает у Христа, в чём есть истина? Но не видит, что это Христос, истина перед ним. Он не видит её. И он не заинтересован в ответе этого нищего оборванца. (Из интервью для документального фильма из цикла "Передвижники", "Россия - Культура")
Подробнее о Николае Ге и передвижниках читайте в книге:
"Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX - начала XX века"