*Зона отчуждения вокруг АЭС Фукусима-1 в отчёте обозначается как ФЗО (по аналогии с ЧЗО), либо просто Зона. А сама станция, на которой произошла авария, именуется ФАЭС (по аналогии с ЧАЭС).
**Описываемые события произошли весной 2018-го.
Мы вышли к оживлённой дороге. Добраться до библиотеки по-тихому мы могли, только заложив солидный крюк через школу. Что ж, пусть так. Значит, заглянем сначала в школу.
Проходя мимо офисов компании TEPCO , я заметил двух человек, ремонтировавших козырёк над крыльцом. Рядом явно был третий, стоявший в здании, вне нашего поля зрения. Я замер в нерешительности. А если в школе тоже идут работы? Социально значимый объект всё-таки. Но ведь в больнице не проводили дезактивацию… Я прикинул, как просматривается дорога из окон офисов. Нам надо проскочить незамеченными жалкую сотню метров. Я подал товарищам соответствующий знак, и мы быстро, но тихо миновали опасный участок.
Почему-то было чёткое понимание, что здесь попадаться людям на глаза никак нельзя.
Вот и школа.
На заросшем стадионе собраны автомобили.
Как водится, осмотр начали снаружи.
К школе примыкало здание спортивного комплекса. Входные двери остались открыты.
В дни аварии на ФАЭС спортзал использовался как сборный эвакуационный пункт. На что указывали разложенные на полу пенки.
Кроме основного зала здесь располагался малый зал для единоборств с полом, устланным татами. И множество подсобок, в коих хранилось спортивное снаряжение.
Помимо обычных спортивных снарядов нашлось снаряжение для кендо.
С этого идола получились бы хорошие мемчики.
Памятное кавайное фото.
Рядом со спортивным комплексом в отдельном здании находился актовый зал. Но в него попасть не довелось.
Ещё школа имела теннисный корт
и открытый бассейн.
Инвентарь для занятий в бассейне.
Летний душ.
Покончив с прилегающей территорией, стали искать залаз в главное здание. Он нашёлся довольно быстро – опять же дверь, которую не заперли.
Школа состояла из двух корпусов. Для старших и младших классов. Корпуса соединялись между собой переходами на уровне второго этажа. Мы заглянули в большую часть помещений. Но учительская, кабинет директора и компьютерные классы были надёжно заперты.
Обстановки снова поразила. Это был тот самый эффект застывшего времени. Будто люди ушли отсюда минуту назад и скоро снова вернутся. Парты и стулья расставлены в должном порядке. Некоторые чуть сдвинуты. Но ведь это нормально, когда ученики выходят из-за них. Вот вернутся и поправят… Длинные зелёные доски вытерты, мелки лежат при них. На столе учителя журнал и учебный конспект. На некоторых партах остались пеналы, сумки со сменкой, что-то из одежды. На стендах, развешанных по стенам, прикреплены разные плакаты, таблицы, стенгазеты и рисунки.
А ещё здесь тихо. Только дождь стучит в окна...
Ящики для вещей при входе в школу.
Средства для организованного передвижения по улице.
Мыло в сеточке - отличная идея! Я потом на даче также сделал.
Чей-то пенал.
Стойка для зонтиков - великолепная рацуха!
Вряд ли эта стенгазета изображала контур трупа... Но чтобы это могло быть ещё?
Портфели.
Орда бумажных зайчиков.
Медпункт.
Предметы личной гигиены нам бы не помешали. Жаль, что они фонили...
На доске в одном из классов нашли надписи и рисунки, оставленные после роковой даты, но с таким видом и содержанием, будто их сделали накануне.
Старенький магнитофон, который может воспроизводить аудиокассеты (!). Как я понимаю, в Японии вообще не принято избавляться от старой техники, которая ещё может послужить.
А на одной стенгазете обнаружили привет с далёкой Родины - Чебурашку.
И мрачную самодельную репродукцию «Герники» Пикассо в натуральную величину.
Стенгазеты у класса английского языка.
В библиотеке некоторые стеллажи были повалены, а книги упали на пол. Но это скорее последствия землетрясения, нежели вандализма.
У Дона Кихота лицо такое перепуганное, будто он лично созерцал цунами и аварию на ФАЭС.
В вестибюле на первом этаже нашли уголок, посвящённый истории школы.
Фото с закладкой первого камня.
Гипсовые статуэтки больше напоминают изображения пионеров, нежели японских школяров.
Старое фото школы.
Стенд со школьными наградами.
Фото зала собраний, в который мы не попали.
Класс музыки.
А в коридоре у класса музыки был устроен склад музыкальных инструментов на небольшой оркестр.
В каждом классе висела хронологическая лента, изображавшая вкратце историю Японии.
Нас позабавило, что входы в туалеты не снабжались дверями вообще. И из коридора просматривались крайние кабинки. Сие обстоятельство никак не вязалось со стереотипом о стеснительности японцев. И было неясно, чем продиктовано такое решение.
Школа оказалась настолько интересной, что мы думать забыли про другие объекты. И пробыли в ней несколько часов. Мы бы и про обед позабыли, но плакаты с изображением вкусностей напомнили, что пора поесть.
Набрали дождевой воды.
И разместились в небольшой комнате уборщиц, из которой было удобно быстро покинуть школу при необходимости.
Рассевшись по скрипучим стульям и глядя на голубой огонёк горелки, мы наслаждались минутами отдыха.
Читайте другие части отчёта о путешествии в японскую зону отчуждения:
Фукусима, 1-й день в зоне отчуждения. Прибытие. Поход едва не сорвался в самом начале.
Фукусима, 2-й день в зоне отчуждения. Неудачная вылазка, клетка для кабана и ночной катафалк.
Фукусима, 3-й день в зоне отчуждения. Осмотрели покинутые дома в частном секторе. Показываю быт японцев.
Фукусима, 3-й день в зоне отчуждения. Попробовали осмотреть школу, но едва не попались.
Фукусима, 3-й день в зоне отчуждения. Переночевали в заброшенном доме. Показываю, что внутри.
Фукусима, 4-й день в зоне отчуждения. Посетили фонящую больницу.
Фукусима, 4-й день в зоне отчуждения. Посетили школу - почти всё осталось на своих местах.
Фукусима, 4-й день в зоне отчуждения. Пустые городские улицы. Встреча с кабаном. Ночные кладбища.
Фукусима, 5-й день в зоне отчуждения. Дошли до океана, и нас поймали.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!