Философия уфимской богемы, проекты «Artheart» и BAGUETTEKAYMAK, новое концептуальное в искусстве
[Г.]: Вы продолжали попытки. У вас мысли возникли, которые хотелось перенести на холст. То есть я знаю, что такое когда тебя не слушаются слова… Ты просто видишь, что не получается то, что ты хочешь. Потом в этих мучительных набросках находишь кусочек того, что получилось – одну строчку, другую, образ какой-то, пару связанных аллитерацией или ассонансом слов – находишь звукопись. И начинаешь в месте находки вкручиваться глубже.
Потом находишь форму, потом так называемый «свой стиль» возникает, когда в эту форму входишь как в родную реку. Иногда ты просто шьёшь свои впечатления, ощущения как лоскутное одеяло из разных кусочков-впечатлений, но итоговый посыл уже есть в твоей голове. Тебе в этом одеяле тепло, ты видишь вещие сны, и ты их транслируешь на бумагу. И у вас начал происходить поиск формы, то есть вы перестали стагнировать.
[О.Ф.]: Сначала всё не получалось, но всё равно был какой-то внутренний зов, несмотря на эти испорченные холсты и бумагу. Голос был – надо, надо делать, ты сможешь. Ну да, пусть сейчас какая-то ерунда вышла. Но всё равно попадались люди, которые даже этим восхищались. В основном находили эмоцию какую-то, считывали.
[Г.]: У вас сюжетность очень хорошая в мишках была. А сейчас у вас пришел фон, как звук. Напоенный звуком воздух. Воздух в этих новых картинах хороший такой, я чувствовала запах этих яблок, и казалось уже – услышу, как над ними жужжат осы. Пришел слой второй – это напряжение, которое будит воображение, эмоцию. Вы хотели её передать, вы поймали её в какой-то момент. И, в общем, вы полностью перешли на художественную стезю несколько лет назад?
[О.Ф.]: В 2015 году я вступила в Союз художников. Я помню, как на меня посмотрел Василь Ханнанов поверх очков и не принял мою работу на конкурс. Это было круто, как он посмотрел. Я что-то за этим почувствовала.
[Г.]: Мне нравится в Уфе то, как здесь можно пересечься с разными творческими людьми. Я как-то совпала с Василем при покупке капустной рассады на рынке. А как-то долго беседовала с ним о сценографии и светописи в современном театре. Мне кажется, это замечательно – пересекаться с людьми не специально, а просто совпадать по маршруту и мыслям. Сейчас мне очень нравится женское творческое сообщество Уфы. У нас образовалось, благодаря усилиям многих девушек, такое яркое самовыражение во многих областях искусства. Это течение можно назвать феминистической корпоративной культурой. Т. е. перестали бороться друг с другом, и стали бороться за себя, за свет в себе и в других. Я помню, как в начале УФЛИ я зачастую была единственной женщиной на литературных заседаниях. Мои все красивые креативные подруги боролись за «нефтяных олигархов». У меня образовалось два круга людей, – которые борются с жизнью и иногда побеждают в текущих трендах, и те, кто пытается высказать себя и осмыслить происходящее. И это так странно. За стеной, на которой написано «ты победитель» существует целая жизнь. Можно снимать селфи на фотостенке с короной «мисс Россия», а можно эти короны создавать – ковать, рисовать. Молодое поколение творческих женщин реально понимает, вкалывает, «ломит, сечёт и рубит фишку». Интересный момент времени, что они поддерживают стремление друг друга состояться в искусстве.
[О.Ф.]: Я вот в связи с этим про художницу Ренату Малютину скажу. Когда я уже немножко побыла в Союзе художников, поехали мы на пленэр, который организует Р. Хабибуллин в Белебее. И там была Рената. И наконец-то мы познакомились. Пообщались. У нас быстренько получилось организовать совместную выставку в Салавате. И я целую неделю с ней общалась. И за эту неделю я прожила эти 8 лет моего кризиса. Настолько она мне передала какую-то философию уфимской художественной богемы. Вот этого мира, который прошел мимо меня. И я очень благодарна.
[Г.]: Ну, в уфимской богеме за многие годы философия менялась. За эти 20 лет, что я здесь живу и работаю, – они вдруг поняли, что никто и ничего для них не сделает: ни правительство, ни курултай, ни какая-нибудь мифическая организация сверху. Сами сделаете – сами будете! И вот, мне кажется, ваш проект BAGUETTEKAYMAK (багет/каймак), посвященный общности и различиям башкирской и французской культур, – он у вас серия картин «Диаспора», того же типа – сами сделали, сами есть!
[О.Ф.]: Проект BAGUETTEKAYMAK французско-башкирский, а еще проект «Artheart» совместный с китайцами. Когда приезжали китайцы – с миру по нитке собирали, чтобы принять иностранцев.
«Художники из Китая приняли участие в башкирском пленэре.
Картины Ольги можно увидеть в галереях Китая. Там она была не один раз. Её очаровало гостеприимство наших соседей, решила ответить взаимностью. Теперь китайские художники восхищаются красотой Башкирии и переносят её на свои холсты. На природе они уже побывали, теперь творят в черте города. На небольшом пятачке перед старинным зданием родились абсолютно непохожие работы, выполненные в разных стилях. Необычное окружение произвело на гостей из Китая особое впечатление.
Мастера из Поднебесной не упустили возможности посетить галерею при Бирском филиале БашГУ. Воспитанные на творчестве великих российских художников, они с большим интересом познакомились с работами корифеев башкирского изобразительного искусства.
Симпозиум должен внести свежее дыхание извне и помочь художникам сделать качественный скачок. По мнению организаторов, сейчас они варятся в собственном соку» (Цитата из репортажей про это мероприятие летом 2019 года).
[Г.]: То есть вы сами делаете, сами проводите, поэтому они (проекты) у нас есть. И только потом становится понятно – насколько много это вам дало. Всё, что «набрали с миру по нитке», отдается мощной обратной связью. И в творчестве и в контактах с расширившейся зрительской аудиторией.
[О.Ф.]: Сейчас с этих проектов «Artheart» и BAGUETTEKAYMAK уже наросло как снежный ком много разных связей, ответвлений, международных в том числе. Мы в итоге съездили на несколько симпозиумов. Вместе с Ренатой слетали на Кипр в марте 2020, перед самым закрытием всего мира на карантин. Успели. Да. В Турцию я тоже ездила благодаря тому, что просто встали и сделали что-то.
[Г.]: Вот поражает, как произошло осознание: ты сделаешь – ты есть! Если ты не сделал – тебя нет! Разница между поколениями: тебе разрешили – ты делаешь, тебя одобрили сверху – ты есть, не одобрили – как будто тебя и не было. И эта разница у меня пролегла между мною и другими людьми, которые мои ровесники. Они спрашивали – а кто вам разрешил литературное объединение? Теперь спрашивают, как странно я живу: учусь в киношколе, снимаю, съездила на кинофестиваль, как участник. Ещё безумные вещи творю – выпускаю книги стихов почти каждый год, пьесы пишу. Всё время внутри моего творческого сознания происходят процессы приращения того нового, что впитывает мой мозг и пытается обдумать, сформулировать и даже в другой, непривычной форме выдать обратно. И каждый раз возникает вопрос – зачем весь этот огород городить, со всяким кино, например. Ты всё равно не станешь гением типа Феллини. Зачем ты влезаешь во всё это, тратишь свои силы, время, нервы, деньги. Иногда, кажется так, – просто живи, вари свой суп, корми своего ребенка, ходи на работу и пиши юбилейные заметки про республику или какой у нас прекрасный город (если судить по подобным текстам – средний возраст башкирских журналистов 75 лет).
Сиди на пятой точке ровно. А ты сидишь и умираешь. И это я осознала в этом году, когда всяческая движуха прекратилась: я не попала на рок-, лит- , кино- и театральные фестивали, лаборатории и мастер-классы. Потому что карантин всё прекратил. Двигаться было нельзя. Я перестала мотаться между мероприятиями и как журналист и как участник. Чтобы поехать, попасть куда-то, мне надо было всегда что-то сделать – напечатать новую книгу, дописать пьесу, подать заявку, доклеить субтитры. И после тоже надо было что-то сделать – как-то новые впечатления впаять в свой рабочий и креативный процесс, в свой творческий продукт. А когда есть законченный продукт, произведение – я начинаю видеть – а можно туда предложить, а можно еще податься и послать на ещё те конкурсы. Потом я начинаю сомневаться. Но люди говорят – впрягись и вывезешь: дедлайн заставит завершить.
[О.Ф.]: У меня то же самое. У меня висит заявка на Уральскую выставку – биеннале. И это крутая штука, которую я увидела год назад первый раз. И у меня именно с неё начался сдвиг в сторону современного искусства, потому что я до этого не понимала. Я презирала весь этот «эпатаж».
(А теперь вот Ольга Фролова сама создала с десяток инсталляций под названием «Ничьё»)
[Г.]: А презирать легко. Это просто защитный механизм психологии. Сначала отрицание, затем торг-любопытство, а потом принятие. Любопытство рождает торг: если это существует вокруг тебя, ты не можешь это игнорировать. То есть, если ты растешь и движешься сам (есть творцы глубоко капсулированные в своем мире), ты не можешь игнорировать существующие вещи. И потом ты начинаешь торговаться с собой – на каких бы ты условиях это приняла. А потом вдруг понимаешь – в чём фишка. У меня так регулярно с авангардной поэзией происходит.
[О.Ф.]: Как-то так!
[Г.]: Я познакомилась с современной поэзией, когда начала ездить на литературные фестивали. Начала ездить, и мне стало тоскливо в Уфе. И только сейчас я поняла, что мне стало тоскливо жить без современности, у меня же была классика. Хотя я люблю и знаю классику, но вдруг мне стало мало воздуха в сплошном погружении в Серебряный век. А сегодня ко мне подошла женщина с целью поговорить о современном роке и начала с фразы – «Макаревич прекрасен». Я ответила: «Был прекрасен». Потому что в категорию современный рок здесь и сейчас он не попадает. Рок – это звук, это энергетика, это текущее напряжение и изменение мира сейчас. Нам бы нового Курёхина теперь. Кстати, Курёхин сдвинул русский рок с социальной позиции в сторону мировосприятия не только через слова. Я была на его концерте. Его тибетское танго было именно новым концептуальным слоем. Сегодня новые тексты дают рэперы. А нового звука нет. Из развивающихся направлений жива только арт-хаусная ветка «гражданской обороны» и Егора Летова – есть новые команды в этом слое эстетики. И возвращаемся к вашей текущей выставке «Как попало», которая результат этой пандемии?
ГАЛАРИНА
Окончание следует…
"Ничье" Ольги Фроловой. Фотоальбом
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!