Найти в Дзене

IT-отдел: работаю, как хочу

Добрый день, друзья!

С повальной цифровизацией общества растет и зависимость от создателей цифровых продуктов — программистов. Каждый второй бизнесмен имеет собственного айтишника, что говорить об организациях, занимающихся управлением IT-проектов на постоянной основе. Даже если бизнес не заточен полностью под ИТ-сферу, программисты могут поддерживать его за счет автоматизации производственных процессов, документооборота, улучшения отдельных функций.

Но как к этому относятся руководители, директора, управленцы?

Руководство, даже с соответствующим образованием, обычно не вникает в дела, творящиеся в ИТ-отделе компании. Не потому, что доверяет «интеллектуалам» — многие просто не понимают специфику работы. Скажет программист, что задача отнимет три дня — хорошо. Скажет, что стоит столько-то — окей, запишем. Вопросы к сотруднику если и появляются, то следующего характера:

● почему так долго;

● почему дорого;

● как сделать побыстрее и подешевле.

На этом участие руководства в управлении ИТ-отделом заканчивается. И это самая большая глупость в офисной жизни.

Случай первый. Обычная небольшая веб-студия. Маркетологи, директологи, сеошники — по парочке, несколько копирайтеров и дизайнеров на фрилансе, менеджер проектов. И единственный программист. На нем разработка, верстка, бесконечные правки, встречи с клиентами — тоже, потому что никто не способен ничего толком сказать из его области.

Он работает несколько лет. Совершенствуется, получает более высокую зарплату, у него появляются сторонние клиенты — руководство прикрывает на это глаза. Его нагружают все новыми и новыми функциями, которыми он заниматься не должен (а должен, например, контент-менеджер, но кто будет его нанимать). И вот настает момент, и...

Вася хлопает дверью и уходит. Достало все: галдящие за спиной, не дающие нормально работать сотрудницы, срочные задачи от всех коллег единовременно, ненормированный рабочий график и безумные хотелки клиентов.

Угадайте, у кого пароли и логины от клиентских сайтов? На чьем серверном аккаунте они лежат? Сколько дней потребуется, чтобы найти нового Васю и сколько на то, чтобы свежеиспеченный работник разобрался в базах предыдущего?

Ущерб можете не угадывать и не считать. Студия развалится.

Случай второй. Крупная компания, холдинг с коллективом в несколько сотен человек. Есть соответствующее подразделение, есть руководитель ИТ-отдела.

Вышестоящее начальство замечает странные вещи. Текущие задачи стали выполняться медленно, запуск нового функционала проваливается по всем фронтам. Руководство невнятно отбрехивается. Пробовали нанять новых специалистов — они быстренько уволились (спойлер: их выжили). Поставили камеры — техника перестала работать на следующий день.

А «старенькие» сотрудники ИТ-отдела захотели неприлично высокие зарплаты, прозрачно намекая на свою незаменимость. И верно: откажет 1C база, и все, компания лишится системы жизнеобеспечения. Никто не знает, где находятся нужные файлы, доработки, для чего созданы отдельные скрипты, как решать ежедневные задачи от пользователей.

Вы уже поняли, на что я намекаю?

Я не говорю о «плохизме» айтишников. Специалисты отдела ИТ — это трудяги, локомотив, толкающий компанию вперед. Но люди и отношения бывают разные, и у программистов море возможностей, чтобы взять бизнес за горло. Утечка, утрата данных, поломка оборудования, намеренный саботаж…

Чтобы не допустить этого, нужно:

  1. Вести документацию — и требовать ее от разработчиков. Все регулярные операции с базами данных, загрузки-выгрузки, покупка нового ПО, доступы. Никто не просит программистов печатать инструкции — но несколько скринкастов записать можно, особенно за дополнительную оплату труда. Доступы в обязательном порядке — у нескольких человек, включая тех, кто не занимается IT-процессами.
  2. Не кладите все яйца в одну корзину. В небольших компаниях при высокой нагрузке должно быть два разработчика! Так вы снизите вероятность увольнения первого из-за работы в нечеловеческих условиях, и повысите шансы остаться на плаву в непредвиденных ситуациях. Пусть это будет специалист ИТ-отдела не на целый день, а сторонний человек на полставки: но он должен быть в курсе основных моментов.
  3. Упорядочивать. Ввести или создать систему сервис-деска. Все заявки, правки обрабатывать через нее! Вы оплачиваете доступ к онлайн-сервису или пользуетесь бесплатным вариантом. Единственный сложный момент: заставить работать ИТ-отдел по-новому. Зато появится возможность оценить количественные показатели и сохранить историю.
  4. Пользоваться аутсорсом. Возникли подозрения: привлеките специалистов на аутсорсе для оценки нынешней ситуации или разделения задач. Они помогут задокументировать рабочие процессы, систематизировать информацию. При том необязательно ссориться с инхаусом: подайте это как помощь ИТ-сотрудникам.
  5. Пользоваться WIKI — корпоративными базами знаний и хранения документации. Все программисты должны писать код и выполнять задачи по установленным в компании правилам. Если в организацию придет новый человек на замену, ему будет легче разобраться в файлах и коде.

Управление ИТ-инфраструктурой — задача нелегкая. Зачем заморачиваться, если все прекрасно работает? Может, ничего не трогать?

Представьте, что ваш айтишник взял и уволился или надолго заболел. Или перестали работать все функции, связанные с ИТ. Оцените масштабы проблемы. Сравните их с тратами на наведение порядка. Не увидели ничего страшного? Прекрасно. Я даже вам немножко завидую))).

Но помните: бизнес не терпит сослагательного наклонения.

А чтобы ваши программисты дольше оставались в строю, читайте статью о том, как помочь выжить сотрудникам на работе.