Найти в Дзене
Музей истории религии

Библиотека священника при российском посольстве в Париже

В данном материале мы расскажем об одной книжной коллекции, которая, пройдя путь в три поколения одной петербургской семьи, в итоге оказалась в Музее истории религии. Речь идет о личной библиотеке протоиерея Дмитрия Вершинского, бывшего священником при русской дипломатической миссии в Париже в 1835 - 1849 годах, доставшейся в наследство его внуку, академику Николаю Константиновичу Никольском, крупному российскому ученому, историку церкви и библиографу, который в 1920-1925 гг. занимал пост директора Библиотеки Академии наук. В фонде «Редкая книга» хранится 69 изданий, имеющих штамп «Из библиотеки Н.К. Никольского» - в то же время некоторые из них также имеют штамп «Из книг Н.Г. Георгиевского» и экслибрис «Из библиотеки протоиерея Д. Вершинского». Но обо всем по порядку.

Все эти книги были приобретены у вдовы академика Никольского в 1954 году Академией наук, структурной частью которой на тот момент являлся Музей истории религии. И решающую роль в этом сыграл директор музея В.Д. Бонч-Бруевич. «То, что покупает БАН, это дело его и пусть покупает, что угодно… А мы будем приобретать то, что нам нужно. Помните, что это библиотека не БАНа, а Музея истории религии и атеизма… Я буду покупать, что нужно и, конечно, не только отдельные книги, а целые библиотеки, не разразнивая их, как это Вы хотите сделать с библиотекой Никольского…» - писал он заведующей научной библиотекой музея Захаровой, которая на тот момент отбирала книги для пополнения музейной библиотеки. Всего в библиотеку Музея истории религии поступило 509 книг из личной библиотеки академика Н.К. Никольского – 69 из них позже были переданы в фонд «Редкая книга».

Экслибрис Д.С. Вершинского
Экслибрис Д.С. Вершинского

Около трети книг из данной группы имеют экслибрис Дмитрия Степановича Вершинского (1798 - 1858), протоиерея Русской Православной Церкви, философа, богослова и переводчика. Дмитрий Степанович происходил из семьи священника Тверской губернии, окончил духовную школу, приходское училище, Тверскую духовную семинарию и, с отличием, Санкт-Петербургскую духовную академию. Талантливый исследователь и переводчик, Вершинский в течение десяти лет после окончания академии преподавал в ее стенах философию и историю философии, параллельно публиковал переводы трудов Отцов Церкви и собственные статьи по философии и богословию. В 1835 году был рукоположен в священники и возведен в сан протоиерея к церкви при русском посольстве в Париже. Этот пост он занимал до 1849 года. Весь этот период Вершинский продолжал свои научные занятия, а также занимался коллекционированием редких книг и рукописей. В 1846 году во многом благодаря собранной им библиотеке Вершинский заканчивает работу над одним из главных своих трудов - «Месяцесловом православно-кафолической восточной церкви».

Каваций Падуанский, Яков. Изречения знаменитых отшельников или Мусей благочестивого мужа. [Рим, Драгонделли Джакомо, 1661]
Каваций Падуанский, Яков. Изречения знаменитых отшельников или Мусей благочестивого мужа. [Рим, Драгонделли Джакомо, 1661]

В духовной и светской среде Парижа, составлявших русскую колонию при посольской церкви, библиотека Д.С. Вершинского была хорошо известна. Книжным собранием пользовались проживающие во Франции русские подданные, путешественники, посещавшие службы в Посольской церкви и бывавшие в доме семьи Вершинских: А.И. Тургенев, С.М. Беляев, С.М. Соловьев и другие не менее известные в науке, литературе и дипломатической среде лица. Н.В. Гоголь в одном из своих писем из Парижа (февраль 1845 года) так описывает знакомство с Вершинским: «Священник наш хороший и умный человек и, благодаря ему, я не оставался без русских книг, которые были мне потребны и пришлись по состоянию души». К 1849 году библиотека Д.С. Вершинского состояла из нескольких тысяч томов. Готовясь к отъезду на родину Вершинский уничтожил часть своего архива и продал часть книг, которые могли послужить поводом к обвинению его в неблагонадежности (тревожные опасения были связаны с действующим в России законом о цензуре). В библиотеке имелись дозволенные для ввоза в Россию книги, отмеченные экслибрисами, но и имелись издания, ввоз которых в Россию был затруднен, отмеченные владельцем особым знаком и с которыми Вершинскому, как библиофилу, знавшему об их ценности, было сложно расстаться. Часть архива осталась при Русской посольской церкви в Париже.

Галлоний Антоний. Книга о мучениях святых мучеников, с описанием инструментов и способов… Кельн, Иоганн Гимник, 1602
Галлоний Антоний. Книга о мучениях святых мучеников, с описанием инструментов и способов… Кельн, Иоганн Гимник, 1602

С 1849 года, по возвращении в Петербург Д.С. Вершинский, выйдя в отставку, жил вместе с семьей в небольшом деревянном доме на Петроградской стороне. После смерти Д.С. Вершинского 9 ноября 1858 г., его архив и библиотеку унаследовали три дочери, одна из которых стала матерью будущего академика Никольского, который, в свою очередь, уже будучи крупным ученым, в своей личной библиотеке объединил часть наследия деда.