- «Около года начал воцерковляться, точнее, возвращаться в Церковь. Пришло понимание того, что вся моя жизнь сверхгреховна: все мои стремления, желания угодны только лишь дьяволу, что служу я своим страстям и грехам. В жизни я врач, руководитель клиники. С одной стороны, это может кому-то казаться пределом мечтаний, но на самом деле такое положение мое служит бесконечным искушениям и непрестанным грехам. Теперь я пожалел, что раньше не пришел к вере и в Церковь, но далее просто не знаю, что делать. Хочется, с одной стороны, служить и помогать людям по своей специальности, как врач, а с другой стороны ― быть постоянно в Церкви, то есть стать священником. Может быть, Вы поможете мне советом?»
Скорее не советом, а комментарием к тому, что Вы написали, потому что советовать в этой ситуации очень сложно. Первое, что мне бросается в глаза: «Теперь я пожалел, что раньше не пришел к вере и в Церковь». Это мысль не христианина. Так христианин не может думать. Что здесь не то? Вы жалеете, что раньше не пришли в Церковь, то есть считаете, что могли бы раньше прийти. По Вашему мнению, Вы сами пришли к вере и ставите это себе в заслугу. На самом деле не Вы пришли, а Бог Вас за шкирку привел. Господь в нужное время, в нужный момент коснулся Вашего сердца, и у Вас открылись глаза, Вы увидели. То же самое касается и Вашего окружения. Вашего сердца Господь коснулся, а их пока нет. Вы, может быть, пытаетесь им что-то сказать, объяснить, но они точно так же не видят, как и Вы в свое время. У Вас неправильная установка, которая отражается на очень многих вещах.
Второе, что мне тоже бросилось в глаза. «С одной стороны, это может кому-то казаться пределом мечтаний, но на самом деле такое положение мое служит бесконечным искушениям и непрестанным грехам». А Вы думаете, что, например, у меня не так? То же самое! Да, у меня, может быть, другие искушения, другие грехи, я по-другому искушаюсь, но это не означает, что у меня их нет. Они есть, но они другие. Хотите поменять шило на мыло? Но там-то Вы уже спец, а здесь еще нет. Может случиться так, что когда придете в Церковь и будете «постоянно в Церкви», станете священником, Вы здесь такое увидите! Тогда просто в ступор станете и скажете: «Боже мой, какой кошмар!» Вы не предполагаете, что это возможно?
Церковь ― это граница между небом и землей, между добром и злом, между святостью и грехом. Это граница, а граница принадлежит обоим мирам: и тому, и другому, и добру, и злу, и святости, и греху. Здесь есть примеры высокой святости, чистоты, а есть примеры просто омерзительные. Ну, а дальше как в притче про муху и пчелу. У пчелы спросили, где есть медоносные цветы. Она все рассказала, где какой цветочек растет, где можно мед взять. Когда спросили муху, она сказала: «Да ладно вам, какие цветы? Я вам могу сказать, что вон под тем кустом лежит замечательная куча мусора, а вот там отходы. Вот это я знаю, а про цветы мне ничего неизвестно». Так и здесь. В Церкви всё есть, как на этом поле. А дальше решай, кто ты: пчела или муха? Кто-то видит хорошее и говорит: «Смотрите, как здесь замечательно!» А кто-то говорит: «Тут одни отбросы и помои!» Но это уже зависит не от поля, а от того, кто глядит на это поле. Так и в Церкви. Там всего хватает. Есть искушения, есть соблазны.
К тому же Вы только год назад начали воцерковляться. Пока Вас Господь на руках носит. Вы еще испытываете особое чувство легкости, у Вас мало искушений, связанных с духовной, церковной жизнью, потому что Господь Вас, как младенца, на руки взял и несет, чтобы дать Вам ориентир, что значит быть с Богом. Вы думаете, что это первая ступенька в духовной жизни? На самом деле то, что Вы испытываете сейчас, ― это последняя ступенька духовной лестницы. Господь через какое-то время Вас поставит на первую ступеньку, и Вы окажетесь в самом низу, но будете знать, что это такое ― быть наверху. Это для того, чтобы Вы стремились и не унывали. Но придут искушения, придут тяготы, придет немощь, и нежелание в храм идти, и нежелание молиться, и нежелание поститься ― всё придет. Бог не для того Вас призвал, чтобы всё время на руках носить.
Так что, во-первых, не спешите с выбором. Апостол говорит: «Если кто епископства желает, доброго дела желает» (1Тим. 3:1) . Причем под епископством подразумевалось служение Церкви вообще. Так что, в принципе, Вы стремитесь к хорошему. Может, Господь Вас как-то и призывает, но Вы как врач, как хирург, должны знать, что значит «семь раз отмерь ― один раз отрежь». Все нужно делать очень-очень аккуратно, принимать решения очень взвешенно. Сейчас пока Вам рано принимать такие решения. Нужно семь раз отмерить, потом еще семь раз по семь и только потом резать.
Ошибочно для Вас противопоставлять сегодняшнюю жизнь гипотетически возможной церковной жизни. Вообще не стоит противопоставлять жизнь в миру и жизнь в Церкви, как будто это две противоположности. Это сектантская позиция, нехристианская. А у Вас это как раз происходит: здесь искушения и грех, всё плохо, а там всё хорошо. Не позволяйте этим вещам расходиться друг от друга далеко.
Небольшое лирическое отступление. Церкви в четвертом веке от Рождества Христова была предоставлена возможность существовать наравне с другими языческими религиями. Это 313 год, Миланский эдикт, император Константин. Это ошибка, кстати, считать, что он сделал христианство государственной религией. Так стало при Юстиниане и только в седьмом веке, а в четвертом веке Церкви просто предоставили равные права. На самом деле их чуть больше было, чем у язычников, но все равно, просто предоставили возможность существовать, обещали, что больше гонений не будет. Перед Церковью встал вопрос: взять на себя вселенскую ответственность и принять в себя весь мир с его язычеством, традициями, праздниками, попытаться в себе переработать, христианизировать, наполнить подлинным смыслом, либо остаться маленькой Церковью наподобие сегодняшних сектантов. Мне кажется, излишне говорить, что Церковь сделала выбор принять в себя весь мир. И всё хлынуло в Церковь, поэтому она и стала границей между добром и злом. Так и здесь: не нужно противопоставлять, нужно соединять.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В статьях с тегом « до запрета» используются вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, в них затронутые, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.