Найти тему
Роман Апрелев

Кинодуэль: 2 фильма о Пушкине

Оглавление

Фильмы о Пушкине начали снимать еще до революции, продолжили в СССР, а также после его развала. Это центральная фигура всей нашей культуры, а не только литературы, так что россияне обречены периодически возвращаться к осмыслению фигуры нашего главного поэта. Сегодня мы сопоставим две ранних киноленты, снятые к 90- и 100-летию убийства Александра Сергеевича. Странная традиция праздновать годовщину смерти.

Жорж Дантес. Кадр из "Поэта и царя"
Жорж Дантес. Кадр из "Поэта и царя"

Оценка зрителей

Посмотрим, как восприняла отечественная и заграничная публика немую картину “Поэт и царь” (1927 года) и звуковую “Юность поэта” (1937). Рейтинг с “Кинопоиска” и IMDb.

“Поэт и царь” - 6,1 и 6,3

“Юность поэта” - 6,6 и 6,3

  • Счет после первого раунда

“Поэт и царь” - 12,4

“Юность поэта” - 12,9

Пушкин. Кадр из "Юности поэта"
Пушкин. Кадр из "Юности поэта"

Награды

Эпоха кинофестивалей еще не настала, но “Юность поэта” имела международный успех, получив золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.

“Поэт и царь” - 0

“Юность поэта” - 1

  • Счет после второго раунда

“Поэт и царь” - 12,4

“Юность поэта” - 13,9

Наталья Пушкина. Кадр из "Поэта и царя"
Наталья Пушкина. Кадр из "Поэта и царя"

Художественные достоинства

Не получится забыть, в какое время созданы эти картины. Советские литературоведы изо всех сил пытались перековать аристократа Пушкина в пролетария. Он должен ненавидеть трон и быть атеистом. Хотя подлинное отношение Александра Сергеевичу и к власти, и к Богу было куда сложнее, поэта обязательно было утрамбовать в прокрустово ложе марксизма. Например, для подтверждения тех или иных тезисов брали строки из черновиков. То есть те формулировки, от которых в работе над текстом автор сознательно отказался. Якобы он сначала хотел сказать правду, а потом дрогнул, смалодушничал и сказал ложь.

Иван Пущин. Кадр из "Юности поэта"
Иван Пущин. Кадр из "Юности поэта"

В “Поэте и царе” герой не только высокомерно отказывается читать для барских гостиных, но и декламирует вообще-то чужие строки:

Восстань, восстань Пророк России!
В позорны ризы облекись,
И с вервьем вкруг смиренной выи
К царю кровавому явись.
Пушкин справа. Кадр из "Поэта и царя"
Пушкин справа. Кадр из "Поэта и царя"

Грамотный читатель уже мог заметить пунктуационные ошибки в цитате. Это не я запутался в запятых. Так было на экране. В фильме о писателе вообще многовато грамматических нарушений. А это четверостишие якобы было частью знаменитого “Пророка”. Есть еще другой вариант окончания: “Иди, и с вервием на вые К убийце гнусному явись”. Этот катрен всплыл после смерти Пушкина. И к его обнародованию причастен Петр Бартенев. И это крайне подозрительно. Бартенев же один из главных подозреваемых в приписывании Лермонтову стихов “Прощай, немытая Россия”, которые Михаил Юрьевич тоже, скорее всего, не писал.

Если вы думаете, что редактирование Пушкина закончилось вместе с социализмом, то это не так. Уже в 90-е годы в подборке духовных стихов один священник заботливо переписал классика так, как ему больше нравилось. Чтобы поближе к православию. Ужасно бестолковый был этот Пушкин. Всем его приходится поправлять!

На переднем плане сидит Гоголь. Кадр из "Поэта и царя"
На переднем плане сидит Гоголь. Кадр из "Поэта и царя"

А вот сами дуэль и смерть поэта в первом советском “байопике” показаны очень правдиво. Персонажи произносят именно те фразы, которые зафиксировали в своих мемуарах очевидцы.

При этом с технической стороны лента сделана недурно: энергичный монтаж придает немому повествованию хороший ритм. Я уже не раз отмечал, что советское кино 30-50-х годов часто уступает картинам 20-х: они слишком медленные, пафосные и тягучие. И наши дуэлянты хорошо иллюстрируют этот тезис. “Юность поэта” таким искристым монтажом порадовать не может. Да и игра актеров старой школы - это нечто. Они еще не понимали природы кинематографа, в котором не нужно паясничать, как в театре. Да и в театре после внедрения микрофонов отпала нужда в воплях.

Вильгельм Кюхельбекер. Кадр из "Юности поэта"
Вильгельм Кюхельбекер. Кадр из "Юности поэта"

Тут немало карикатурного в изображении представителей старой России. Но в меру. Юнец Пушкин, конечно, торжественно читает свою знаменитую оду “Вольность” и другие “правильные” стихи. Хотя в лицейскую пору он чаще сочинял что-то типа:

В чужой п...е соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна.
Кадр из "Юности поэта"
Кадр из "Юности поэта"

Немножко модернизма в сцене, когда наш герой читает перед Державиным. Знатоки живописи узнают, конечно, цитату из Ильи Репина. Это его картина “Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 г.”.

Картина Ивана Репина “Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 г.”
Картина Ивана Репина “Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 г.”

В целом это две довольно средние киноленты со своими достоинствами и недостатками.

“Поэт и царь” - 1

“Юность поэта” - 1

  • Итоговый счет

“Поэт и царь” - 13,4

“Юность поэта” - 14,9

Император Николай. Кадр из "Поэта и царя"
Император Николай. Кадр из "Поэта и царя"

Другие кинодуэли:

Три фильма о Питере Пэне

Три версии "Мэри Поппинс"

Два "Крепких орешка"

Три версии "Служебного романа"