Найти тему

1896 год в истории кино: чем он так завораживает?

Оглавление

Мое почтение!

Сегодня мы в очередной раз коснемся темы кинематографа и его истории. В прошлом месяце я начал смелый эксперимент, цель которого – увидеть своими глазами, как зарождался жанр. Какими были первые фильмы, почему они даже сейчас вызывают восхищение.

Ответить на эти и другие вопросы и донести весь восторг читателю! Это незабываемый аттракцион, впечатления от которого сохранятся надолго.

Начало эксперимента здесь. А здесь – продолжение. В прошлые разы мы разбирали 10 фильмов 1895-ого года. Сегодня – двигаемся далее.

Почему каждый обязан знать Мельеса?

Почему Люмьеры отказывались продать ему свою камеру?

И в какой стране впервые засняли поцелуй?

Сегодня поговорим об этом!

1896 год: Основные события

  • Фильмы братьев Люмьер добрались до Великобритании, Нью-Йорка, Мумбаи.
  • В Америке открываются кинозалы по всей стране.
  • Испания снимает свой первый фильм.
  • Основываются – одна за другой – кинокомпании по всему миру.
  • В России: происходит первая киносъемка – Камилл Серф, оператор компании «Люмьер» снимает коронацию Николая II .
  • Выходят первые рецензии на картины братьев Люмьер.
    Первые демонстрации кинематографа происходят в Петербурге и Москве.
  • Начинаются первые кинопоказы.

Замок дьявола

Страна-производитель: Франция
Режиссер: Жорж Мельес
Оценка Кинопоиска: 7

Начинаю просмотр. Лучший фильм в рейтингах Кинопоиска – «Замок Дьявола» Жоржа Мельеса, который и режиссер, и оператор, и сценарист, и актер, да и вообще – кто угодно. Пишут, что невозможно сосчитать все фильмы, в которых он принял участие – счет идет на тысячи.

Что примечательно, это первый фильм в моем списке, длящийся дольше трех минут. Все предыдущие из 1895-ого года не превышали одной минуты. И что это за волшебство на экране! Фильм поражает сразу же: не только тем, что он в три раза длиннее предыдущих, нет. Тут спецэффектов больше в десятки раз! Это яркий фильм-демонстрация.

Если мне предыдущие картины приходилось описывать буквально покадрово, чтобы было, что о них сказать, то здесь этого не требуется – нужно смотреть. Главный герой – Мефистофель, который, видимо, не зная, чем себя занять, порождает всяческие метаморфозы. Появляющиеся и исчезающие люди; мыши, обращающиеся в Мефистофеля; дама, выползающая из котла и растворяющаяся в нем, карлики и офицеры! А еще призраки, скелеты, духи и ведьмы. Все это является в виде театральной постановки. А завершается тем, что Мефистофеля изгоняют крестом.

Поглядите на это сами! Бесценное зрелище.

Представить только – в какой восторг пришли тогдашние зрители… замечательное театральное представление, огромный шаг для киноискусства, высшая похвала и удивление. После десятков просмотренных фильмов прошлого года этот воспринимается особенно ярко, феерично и сказочно.

Считается, что это первая в мире кинокартина, которую можно отнести к жанру фантастики и ужасов. Несмотря на то, что в ней ярко прослеживается ирония и юмор.

Игра в снежки

Страна-производитель: Франция
Режиссер: Луи Люмьер
Оценка Кинопоиска: 7

Раскрашенный кадр из фильма, в хорошем качестве.
Раскрашенный кадр из фильма, в хорошем качестве.

Еще один документально-юмористический фильм, возвращающий к истокам кинематографа. Лента длится пятьдесят секунд. Люди в кадре – взрослые мужчины и женщины – играют в снежки. В зону их игры въезжает велосипедист, которого все дружно решают закидать снегом – одной большой командой. Он, покувыркавшись, садится на велосипед и возвращается туда, откуда ехал. Люди продолжают игру между собой.

После тех чудес, что показал в предыдущем фильме Мельес, эта лента, конечно, не выглядит инновационной и захватывающей: это я все видел, еще в прошлом году. Но все же в нем чувствуется дух Люмьеров, который ни с чем не спутаешь. Все равно смотришь и улыбаешься, глядя на людей, на дома, на неловкие падения и игрища.

Говорят, что Люмьеры отказались продавать свое изобретение Мельесу, хозяину театра, который видел в синематографе огромнейший потенциал. Но он смог его приобрести через других людей. И ускакал далеко от родоначальников – на множество спецэффектов и минут хронометража. Правда, поначалу только и делал, что копировал фильмы братьев… известного «Поливальщика», например, или «Прибытие поезда».

Поцелуй

Страна-производитель: США
Режиссер: Уильям Хейз
Оценка Кинопоиска: 5,4

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Первый романтический фильм? Наверное. Парочка воркует друг с другом, затем мужчина с эпическими усами ловко расправляет их и двое целуются. Первый коммерческий фильм, в котором зрителю показали поцелуй – на месте. Это – финальная сцена мюзикла «Вдова Джонс».

Мы момент с вами запечатлели. Двигаемся дальше!

Ночной кошмар

Страна-производитель: Франция
Режиссер: Жорж Мельес
Оценка Кинопоиска: 6,5

Мельес остается моим фаворитом среди киноделов 19-ого века. То, что он творит на своих пленках – вещи революционные. Несмотря на то, что здесь, как и в «Замке дьявола» акцент на игре со склейками, это завораживает. Пусть этот прием в монтаже уже тогда был не нов, Жорж в будущем придумает уйму других приемов!

Мельес играет главную роль мужчины, который не может заснуть. И вот на кровати, у его ног, появляется женщина. Он хочет с ней позаигрывать, но она оборачивается то ли в черта с банджо, то ли в кого еще. И снова метаморфозы: черт – в арлекина, арлекин – в огромное плоское лицо луны (эта морда даже сейчас выглядит ужасающе). Как и любой кошмар, этот заканчивается пробуждением. Которое сопровождается плясками.

Пугающий лик луны.
Пугающий лик луны.

В следующей серии я расскажу про первый сериал в истории кино, продолжу удивлять смелыми экспериментами Мельеса и не только! Скучно не будет, потому – присоединяйтесь к приключениям :)

Если статья кажется интересной и полезной – ставь палец вверх! Это помогает каналу развиваться. Впечатлениями смело делись в комментариях.
Диня.