На мой взгляд, есть два варианта подбора команды. Первый. Руководитель подбирает людей под себя, т.е. людей хорошо ему понятных, с которыми ему легко, которыми он знает, как управлять. Обратная сторона медали – эти люди становятся между собой похожими. И это означает, что все они смотрят на руководителя. Руководитель превращается в некий паровозик, который должен тащить за собой эти вагончики. Такая команда хорошо управляется, но, с другой стороны, абсолютно похожие люди ничего нового сгенерить не могут. Такая команда хороша там, где нужны исполнители, но очень плохо функционирует там, где нужно хоть немного творчества, начиная от продаж и заканчивая более серьезными креативными вещами.
Второй вариант - подбор людей по принципу их сильных сторон для решения определенной задачи – будь то команда на проект, будь то подбор отдела как такового, т.е. долгосрочной команды. Например, отдел маркетинга. По определению в команде должен быть кто-то сильно креативный, который выдает на-гора идеи. Оборотная сторона любого креативного человека – у него будут сложности с планированием, расстановкой приоритетов, с управленческими вещами.
Еще в маркетинге нужно уметь много считать, и нужен человек, который умеет анализировать разные индексы, кривые спроса и прочие математические задачи. Это усидчивый человек, но с креативом это несовместимо. Третий умеет добывать информацию, узнавать новости. Оборотная сторона медали – такой сотрудник очень автономный, он не ориентирован на других. И так далее. Эти люди разные, но за счет своих сильных сторон они приносят много плюсов самому отделу.
Оборотная сторона медали – это разнокалиберной командой очень трудно управлять. Один спокойный, второй – активный, третий весь в идеях, в себе. Наверное, поэтому основной управленческий подход - искать людей под себя, ведь так проще. А уж что при этом будет с эффективностью, никто не задумывается. Почему-то считается, что эффективность придет сама, по команде.
Если эту идею масштабировать, то можно говорить о больших отделах, в которых работают 15-30 человек и больше. Люди так устроены, что они в количестве больше 9 человек между собой плотно дружить не могут, начинают разделяться на более мелкие группы - это психология. И чем больше отдел - тем больше таких групп физически возникнет. И при подборе отдела здорово, если эти группы образуются по аналогии с единицами. Эта группа креативная, эта группа аналитическая, эта группа исполнителей. Три эти группы будут уже более-менее одинаковые.
Хорошо, когда эти группы составляют разные между собой люди. Креатив больше проявляется у молодых людей, потому что фантазия активнее работает в молодом возрасте. А аналитики люди более спокойные, усидчивые или обозреватели – люди с большим опытом. Это не значит, что, условно говоря, после 40 креатив заканчивается, просто к сорока годам люди уже точнее понимают, что именно они хотят и в какой форме, и редко бывают "просто исполнителями".
Продолжение следует