Исследуем концепцию "раны" и трансформации героя, раскрытую в фильме "Умница Уилл Хантинг".
В начале вашего сценария ваш герой должен находиться в состоянии инерции — довольствоваться жизнью, которая может быть эмоционально безопасной и терпимой, но в которой нет страсти, риска и удовлетворения. Их жизнь может быть наполнена активностью и даже создавать иллюзию, что они к чему-то стремятся, но все эти усилия в конечном счёте ни к чему не приводят. Другими словами, ваш герой должен застрять в тупике.
Причина этого заключается в том, что герой живет в своей идентичности — эмоциональной броне, которую мы все носим, чтобы защититься от наших глубочайших страхов. Это личность вашего героя, ложное "я", которое они представляют миру, чтобы избежать чувства уязвимости и страха.
Какое-то травмирующее событие или ситуация из прошлого заставили вашего героя бессознательно бояться испытать эту боль снова. Поэтому они сделают почти всё, чтобы избежать встречи с этим страхом, даже если это означает существовать в ложной, ограниченной и неудовлетворенной жизни.
По ходу вашего сценария, ваш герой должен постепенно противостоять этому страху и преодолеть его, чтобы достичь любой цели, которую он преследует. Чтобы получить то, чего он отчаянно хочет, герой должен отказаться от своей эмоциональной брони и рискнуть встать на защиту той сущности, кем он является на самом деле. Проще говоря, эта трансформация от существования в своей идентичности к жизни в своей сущности и есть арка персонажа.
Причины и следствия идентичности человека блестяще проиллюстрированы в отмеченном наградами сценарии Мэтта Деймона и Бена Аффлека "Умница Уилл Хантинг". Это замечательный пример того, как герой живет в эмоциональной безопасности и как он постепенно находит в себе мужество отказаться от этой идентичности, чтобы достичь реального удовлетворения.
Когда мы впервые встречаемся с Уиллом Хантингом (Деймон), его жизнь не кажется такой уж плохой, и он кажется довольно счастливым. Но что-то пугает его так сильно, что он предпочел бы остаться бедным южанином, чем позволить увидеть себе блеск нового мира. Он мастер избегать любой эмоциональной связи или уязвимости.
Затем два ключевых события вырывают Уилла из его эмоциональной брони: он начинает работать с Шоном (Робин Уильямс) и начинает встречаться со Скайлар (Минни Драйвер).
С того момента, как Уилл встречает Шона, мы видим, что он не похож на других психиатров, к которым Уилл приходил раньше. Шон твердо стоит на своём перед лицом оскорблений и увёрток Уилла. И перед лицом фальшивой личности Уилла Шон твердо держится своей правды — он не слишком остро реагирует на Уилла, не пытается поучать его, и не боится его.
На их второй встрече, после чудесного монолога о том, как жить полной жизнью, Шон ставит Уиллу ультиматум:
ШОН:
...ты не знаешь о настоящей потере, потому что это происходит только тогда, когда ты теряешь то, что любишь больше, чем себя, а ты никогда не осмеливался любить так сильно. Я смотрю на тебя и не вижу умного, уверенного в себе человека,… Я вижу мальчика…Нет ничего такого, что ты мог бы мне рассказать, чего я не мог бы прочитать в другом месте. Если только мы не поговорим о твоей жизни. Но ты этого не сделаешь. Может быть, ты боишься того, что можешь сказать…Всё зависит от тебя.
Ни один герой не хочет отказаться от своей личности и оставить себя эмоционально уязвимым. Таким образом, ваш герой должен быть вынужден отказаться от идентичности, чтобы достичь своей внешней мотивации — видимой цели, которую он отчаянно пытается достичь к концу фильма. Для Уилла эта цель - завоевать любовь Скайлар. Но единственный способ сделать это - установить с ней честную связь, а не постоянно убегать от настоящей любви и близости.
Когда Уилл впервые начинает встречаться со Скайлар, он избегает говорить слишком много о себе, придумывает историю о том, что у него 12 братьев, и перестает звонить ей после их первого свидания. Когда Шон говорит ему позвонить ей снова, Уилл отвечает:
УИЛЛ:
Зачем? Чтобы я понял, что она не такая уж умная? Что она скучная? Ты не понимаешь. Сейчас она идеальна, я не хочу это портить.
ШОН
И ты сейчас тоже идеален. Может быть, ты не хочешь всё испортить.
Трансформация героя должна быть постепенной — идентичность медленно Уилла начинает исчезать. Он начинает открываться Шону и Скайлар. Он знакомит её со своими друзьями. Он помогает ей с заданием по органической химии, раскрывая свой гений (то, что он раньше скрывал). Его лучший друг Чаки (Аффлек) говорит Скайлар: “Я давно знаю Уилла и видел его с каждой девушкой, с которой он был. Но я никогда раньше не видел его таким, ни с кем, кроме тебя.”
Но по мере того, как ваш герой отдаляется от своей старой личности, внешний мир начинает проникать в него всё глубже, и жизнь становится всё страшнее. Наконец ужас становится слишком велик, и он в последний раз возвращается к своей идентичности. Для Уилла, это момент, когда Скайлар просит его поехать с ней в Калифорнию, а он отказывается:
УИЛЛ:
Возможно, на следующей неделе мы будем в Калифорнии, и ты узнаешь обо мне что-нибудь такое, что тебе не понравится.… Или я застряну в Калифорнии с кем-то, кто не хочет, что я был там.
Скайлар набрасывается на трусость Уилла:
СКАЙЛАР:
Чего ты боишься?…Ты живёшь в своём безопасном маленьком мире, где никто не бросает тебе вызов, и ты до смерти боишься сделать что-то ещё… По крайней мере, у меня хватит смелости попробовать. По крайней мере, я честна с тобой.
И тогда мы узнаем причину поведения Уилла: Он говорит Скайлар, что она на самом деле она не хочет слышать правду — что она не хочет слышать, как о него тушили сигареты, когда он был ребенком. А потом он задирает рубашку и показывает ей шрамы на своём торсе. Его жестокое детство наполнило его стыдом, и он боится, что любой, кто увидит настоящего Уилла - поймёт, насколько он никчемен. Поэтому он снова полностью избегает этой боли:
СКАЙЛАР:
Знаешь, что я хочу услышать? Я хочу услышать, что ты меня не любишь. Потому что, если ты так скажешь, я тебе не позвоню, и меня не будет в твоей жизни.
УИЛЛ:
Я не люблю тебя.
Вам всегда нужно, чтобы герой отступал таким образом, когда вы приближаетесь к кульминации вашего сценария. Но это возвращение к идентичности никогда не будет длиться долго, потому что, как только герой узнал свою истинную сущность, его защищенное существование, которое он терпел в начале сценария, не сработает, и он сделает последнюю попытку жить правдой. Для Уилла Хантинга это осознание приходит первым от Шона, когда он спрашивает Уилла о своей второй половинке:
ШОН:
У тебя никогда не будет таких отношений в мире, где ты боишься сделать первый шаг, потому что всё, что ты видишь, - это негативные вещи, которые могут произойти неведомо когда.
А потом от Чаки, который ругает Уилла за работу на стройке вместо того, чтобы использовать свой талант и жить полноценной жизнью:
ЧАКИ:
Завтра я проснусь, и мне будет пятьдесят, и я всё ещё буду делать это.…Но ты, ты сидишь с выигрышным лотерейным билетом, и ты боишься обналичить его.
Скайлар, Шон и Чаки ставят Уиллу один и тот же ультиматум: Перестань скрывать свои чувства, перестань скрывать, кто ты на самом деле, и живи своей сущностью. И тогда Шон разрушает всю оставшуюся броню Уилла в тот мощный момент, когда он продолжает говорить Уиллу: "Это не твоя вина."
Вера Уилла в то, что он ничего не стоит, ошибочна и не была причиной того, что его отец издевался над ним. Таким образом, личность, которую он создал, построена на лжи, и его страх быть в центре внимания только причиняет ему боль.
Принятие этой истины дает Уиллу мужество сесть в машину, навсегда оставить свою старую личность позади и отправиться навстречу Скайлар — и своей судьбе.
Один из многих замечательных элементов "Умницы Уилла Хантинга" - это то, как он ведёт Шона по похожему пути. После "раны" от потери жены Шон тоже прячется, помогая другим найти свою правду, но отказываясь идти на какой-либо эмоциональный риск в своей жизни.
По словам сценаристов, он "устал от практики, устал от жизни". Найдя в себе мужество, Уилл искупает свою вину и Шона, и в конце фильма Шон тоже готов рискнуть и отправиться в неизвестность, чтобы вновь найти свою сущность и свою правду.
Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.
Наш сценарный курс
Мы также читаем ваши сценарии, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Чтобы узнать цены и дополнительные услуги - напишите нам в директ любой из наших социальных сетей.
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.