Найти тему

Московские центральные диаметры (МЦД) на Ленинградском направлении

Всё таки, чтобы там ни говорили про московского градоначальника, но одного у него не отнять - #собянин сделал крайне много для решения транспортных проблем в столице. Ну а начал их решать не столько постройкой новых дорог, сколько приближая #общественный транспорт к потребностям горожан. Так чуть ли не вдвое выросла сеть #метро . Типично грузовая Московская Окружная железная дорога была фактически отстроена заново и ежегодно перевозит миллионы пассажиров под брендом #мцк .

С переменным успехом распутав клубок транспортных проблем в Москве, Сергей Семёнович решил, что совместно с прилегающей Московской областью транспортные вопросы будет разруливать куда удобнее, что в общем-то логично. Так, появилась идея Московских Центральных Диаметров #мцд . В Москве 10 направлений железных дорог, если соединять их по два, через центр города, то как раз получается пять диаметральных линий.

1. Схема действующих (1 и 2) и планируемых (3-5) диаметральных маршрутов в Москве. Источник - mcd.riamo.ru
1. Схема действующих (1 и 2) и планируемых (3-5) диаметральных маршрутов в Москве. Источник - mcd.riamo.ru

Естественно, что власти пошли по пути наименьшего сопротивления, «построив» то, что уже было построено задолго до них. Скорее они довели информацию о «городских» электричках до горожан. Меж тем, электрички давно соединяли Рижское направление с Курским, а Белорусское с Савёловским. Порой даже машинист, отправляясь из Кубинки до Икши уточнял - как именно поедет электричка - через центр Москвы или через подмосковные леса, кольцевым маршрутом. Увы, жертвой новостроя пало сквозное сообщение с Белорусского направления на Курское и были закрыты платформы Савёловская и Станколит, до постройки МЦД-4.

История с подобным транспортным «очковтирательством» не нова, достаточно вспомнить организацию аэроэкспрессов в московские аэропорты. Организовали их коммерсанты, поэтому цена билета многих раздражала, но конкретная задача была решена. Стало возможно добраться с чемоданом до самолета, минуя сплошные пробки и сомнительные «услуги» бомбил. Поезда пошли с точностью, про которую давно забыли немцы, и доставляли, например, в Шереметьево всего за 30 минут с непривычным для тогдашнего транспорта комфортом. Но первым аэропортом с аэроэкспрессами стало Домодедово, куда давно ходили обычные электрички по доступному тарифу от Павелецкого вокзала.

2. Птички как бы намекают о качестве ЭМ2И, планировавшихся в качестве аэроэкспрессов
2. Птички как бы намекают о качестве ЭМ2И, планировавшихся в качестве аэроэкспрессов

Но как бы-то ни было, а два раза по два направления успешно соединили в диаметры, которые с переменным успехом, но работают.

В качестве подвижного состава на первых двух диаметрах выбран электропоезд ЭГ2Тв «Иволга», производства Тверского вагоностроительного завода #ТВз . Несмотря на специализацию завода в производство пассажирских вагонов для поездов локомотивной тяги, на заре своей деятельности тверичи производили прицепные вагоны для поездов ЭР2, моторные вагоны для которых изготавливались в Риге.

Новая электричка в Твери была так же создана не с нуля, а использованы наработки и техническая документация на разработанный в Торжке первый серийный электропоезд в России с асинхронным приводом - ЭТ4А. Очень прогрессивная разработка даже сегодня, по технической части, при кажущемся некоторым архаичном интерьере. Чертежи были заботливо выкуплены Трансмашхолдингом после банкротства завода-конкурента.

3. Электропоезд ЭТ4А-001 на кольце ВНИИЖТ, Щербинка
3. Электропоезд ЭТ4А-001 на кольце ВНИИЖТ, Щербинка

По хитрому плану властей, электропоезда на первых двух диаметрах должны были курсировать в шестивагонной составности, компенсируя половинную от привычного составность частотой рейсов. Дескать интервалы будут как в метро, поэтому пассажиры ничего не заметят.

Великолепный план. Просто отличный, если я правильно понял. Надёжный, как швейцарские часы...

Но с самого начала что-то пошло не так. Задуманный интервал выдержать не удавалось, вагоны в часы-пик напоминали, скорее, банки шпрот. Через два дня мучений Собянин приказал сцеплять «Иволги» попарно. Вместимость формально возросла в два раза, но ровно в два раза увеличился и интервал.

Наверное все помнят кадры с пассажирами, едущими на крышах вагонов после массовых отмен электричек на Горьковском направлении, после запуска «Сапсана» в Нижний Новгород? Спустя десять лет всё повторилось на не самых загруженных, но самых интеллигентных направлениях Мосузла. Ошибку пришлось спешно исправлять, дозаказав в Твери дополнительные вагоны.

А поскольку дело это небыстрое, резервы изыскивали откуда только могли. Подружились с Аэроэкпрессом, у которого вдруг двухэтажные Штадлеры стали вписываться в габарит Тверского путепровода, но взамен они стали ходить в Шереметьево со всеми остановками и от Одинцово. Со всех окрестных депо собрали все свободные машины. Так на МЦД отметились сорокалетние ЭР2 из Новомосковска. Чем могло помогло и депо Крюково.

А новые электропоезда «Иволга» весь 2020 год ездили в Тверь за дополнительными вагонами. Конечно же, встретить электричку в другой дороги всегда приятно, особенно когда этого гостя так просто на Октябрьской магистрали не встретишь. Да и графика у них толком не было.

5. Сдвоенный электропоезд ЭГ2Тв «Иволга» проследует станцию Клин
5. Сдвоенный электропоезд ЭГ2Тв «Иволга» проследует станцию Клин

По неизвестным причинам, на станции Клин эти электрички пропускают строго по боковым путям, не имеющих пассажирских платформ, с ограничением скорости 40 км/ч. Это давало шансы, при должной внимательности, хотя бы сделать кадр в хвост. Но вскакивать приходилось на каждый шорох.

Дни стояли ясные, воздух был чист, видно было каждую паутинку, да и вообще - видимость была на много километров. А деревья без листьев дополнительно увеличивали обзор, и это было подспорьем наделать больше таких сюжетов.

И хотя было сделано немало неинтересных фотографий с одинаковыми «Ласточками» ЭС2Г, иногда попадался и другой не менее редкий подвижной состав.

6. Электровоз ВЛ10 на станции Клин
6. Электровоз ВЛ10 на станции Клин

Одиночная «Иволга» прошла в другой день. Не менее солнечный.

7. Электропоезд ЭГ2Тв «Иволга» проследует станцию Клин
7. Электропоезд ЭГ2Тв «Иволга» проследует станцию Клин

Наконец мне повезло получить инсайд о грядущем заезде «гостей» из Нахабино на Тверь. Но увы, в тот день мне выпала поездка на работу, поэтому фотоохота на перегоне отпадала, выбор пал на станцию Поварово, на которой всю зиму я фотографировал зелёную ЭР2К-980.

Вообще, Поварово место очень интересное и при этом крайне недооценённое. Здесь же мне встречался, например «Аэроэкспресс».

8. Электропоезд ЭД4МКМ-АЭРО на станции Поварово-I
8. Электропоезд ЭД4МКМ-АЭРО на станции Поварово-I

На Ленинградское направление «Иволги» из Нахабино заходят через БМО, но я замешкался с выездом из дома, поэтому изначальный план сфотографировать её на соединительной ветви №5 провалился с треском. Но и на станции было что поснимать.

Дни стояли пасмурные, но зато снежные. Отвык я от такой погоды.

Пока деревья были ещё в снегу, хотелось сделать как можно больше фотографий.

11.
11.

А на соседнем пути стоял электровоз сразу с несколькими путеобследовательскими лабораториями. Днём ранее он мне встретился в Твери, но тогда я сильно сокрушался, что встреча с ним случилась не на перегоне, и вообще сфотографировать его не удалось. Но, как оказалось, скорость его передвижения не слишком высокая, далеко уехать не удалось.

Чтобы не быть замеченным сторожами, у которых поблизости точка респавна, скорее вернулся поближе к пассажирским платформам, откуда продолжил фотосъёмку.

13. «Иволга» и «Сапсан»
13. «Иволга» и «Сапсан»

«Птичий» двор это хорошо, но и этешки тоже нужно фотографировать. Скоро они совсем исчезнут отсюда.

14.
14.

Нравятся мне эти рубленые формы!

15. Электропоезд ЭТ2М-115 проследует на станцию Поварово-I
15. Электропоезд ЭТ2М-115 проследует на станцию Поварово-I

Следом за одной этешкой прошла ещё одна. На Тверь и Конаково. Спасибо Тверской области, благодаря им ещё не весь ламповый подвижной состав сменился серыми пластмасками. Да, я про то, что слева. Да, новее, да, с кондиционером, но ездит так же медленно, сиденья неудобные, и вообще - сидячих мест в ней значительно меньше.

16. Электропоезда ЭС2Г-097 «Ласточка» и ЭТ2М-111 на станции Поварово-I
16. Электропоезда ЭС2Г-097 «Ласточка» и ЭТ2М-111 на станции Поварово-I

Пропустив графиковые электрички, следом отправился и гость.

17. Сдвоенный электропоезд ЭГ2Тв-019 и ЭГ2Тв-020 «Иволга» отправился со станции Поварово-I
17. Сдвоенный электропоезд ЭГ2Тв-019 и ЭГ2Тв-020 «Иволга» отправился со станции Поварово-I

Но в основном «Иволга» попадалась мне совсем случайно. Если при этом под рукой был фотоаппарат, бывало успевал сделать кадры.

Поскольку ЭГ2Тв строились по контракту жизненного цикла, со временем в Тверь они будут заходить чаще - на плановое обслуживание, поскольку отдельного депо тверичам в столице не выделили, в отличие от «Ласточек», которые отхватили депо не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Но это уже совсем другая история.

Ну а что будет сделано в рамках МЦД именно на Ленинградском направлении рассмотрим в последующих статьях. Не переключайтесь!

Любите историю и путешествия? На канале «Октябрьская магистраль» много интересного.

Понравилось - ставьте палец вверх!

Подпишитесь на канал - буду радовать новыми историями.

Есть комментарий? Пишите, отвечу.