Сейчас уже сложно поверить, но в конце 90-х-начале 00-х российский игропром регулярно радовал пусть не идеальными, но оригинальными и интересными играми: "Аллоды", "Проклятые Земли", "Z.A.R.", "Код Доступа: Рай", "Ил-2 Штурмовик". В этом ряду несомненно должна находиться и серия "Противостояние". Первая часть вышла в 1996 году. Через год последовало дополнение "Противостояние: опаленный снег", которое сами разработчики посчитали как номерное, а затем, подписав договор с зарубежным издателем, принялись за "Противостояние III", ставшей их magnum opus.
Я пробовал играть в огромное количество RTS по второй мировой, но так и не нашел для себя ничего лучше чем "Противостояние III"(оно же "Sudden Strike", так игру величали на Западе). "Блицкриг" неплох, но куда менее масштабен, у "Company of Heroes" отличный графический движок, но штамповка юнитов прямо на поле боя убивала на корню чувство реалистичности и интерес как-то быстро терялся. "В Тылу Врага" оказалась ближе к тактике в стиле "Commandos", "Офицеры" отталкивали совершенно недружелюбным интерфейсом, да и расстраивало, что кампании за СССР не было.
"Противостояние" же вобрало в себя все лучшее: масштабные бои, когда в схватке у тебя принимают участие под сотню танков и несколько сотен пехотинцев, удобное и интуитивно понятное управление, баланс между играбельностью и реалистичностью, большой выбор исторически достоверной техники. Никаких строительств заводов или захвата контрольных точек. Подкрепления имели место быть, но только строго запланированные скриптами.
Игра была весьма объемна, прямо как энциклопедия Второй мировой. Три продолжительные кампании за немцев, союзников и СССР, около 3-х десятков разнообразнейших одиночных миссий. Этого хватало, чтобы застрять в игре надолго. Временами третье Противостояние воспроизводило действительно эпичные схватки: здесь я иду в атаку дюжиной "Тигров" при поддержке пехоты и двух десятков танков T-IV и нарываюсь на штук 25 идущих встречным курсом "Шерманов". Завязывается яростный и скоротечный бой, откуда-то издалека по мне шмаляет артиллерия, и ты настолько всем поглощен, что даже забываешь нажать на паузу и отдавать приказы. Через пару минут выстрелы затихают, горят остовы танков, Шерманы подбиты, вся моя пехота выкошена, но она умерла с честью, приняв первые выстрелы на себя. Половина моих танков тоже горит, остальные вроде живы. У нескольких пробиты гусеницы, но их ещё можно восстановить. Нужно передохнуть и двигаться дальше. Или оборона Сталинграда. По всему фронту огромной карты наступают немцы. Ты героически отстреливаешься из "Зисов-3" и "тридцатичетверок", но фрицы теснят, нервы на пределе. В конце концов, оставшимися 2,5 танками и парой дюжин пехотинцев отступаешь, а затем передислоцировавшись, начинаешь из засады, предварительно разведав местность, отстреливать вражескую технику по-одному. Так проходит час-два. Чай так и недопит, напряжение хоть вешай топор. Но... Кажется, вот она, последняя подбитая "Пантера" и долгожданная победа!
Несмотря на то, что "Противостояние III" вышло ещё в 2000-м году, оно отлично смотрится и играется, и по сей день. Это старым шутерам требуются различные подтяжки и пластические операции в виде HD-ремастеров. Старые же 2D стратегии вполне нормально смотрятся и без них. "Sudden Strike", может и не потрясал воображение сногсшибательной графикой, но главное, что движок был очень функциональным, позволяющим без тормозов отразить большое число юнитов на карте даже на слабых машинах. У меня, например, игра безо всяких проблем запускалась на P-166 с 32 MB оперативной памяти.
На волне успеха, через 2 года вышло "Противостостояние IV" ("Sudden Strike II"). Его можно рассматривать в связке с третьей частью. Кардинальных изменений там не наблюдалось: чуть улучшили графику, добавили новых пейзажей, техники. Появились отдельные кампании за США и Британию, а также Японию. Игра вновь стала хитом, наверное, даже ещё большим, чем третья часть, хотя, по мне, она уступала предшественнице. Градус схваток понизился, стало в разы меньше одиночных миссий. В 2007 вышла пятая часть("Sudden Strike III"), но особой славы не снискала. На тот момент рынок уже был до предела насыщен стратегиями по Второй Мировой, а сама тематика стала постепенно терять популярность. Серия перешла, наконец, в полное 3D, но геймплей оказался пресноватым и скучным. После долгого забвения серия подала признаки жизни в 2016 году, когда появился "Sudden Strike IV", но к предыдущим играм он уже практически не имеет отношения. Делали её уже не расформированные Fireglow, а венгерская студия Kite Games.
Противостояние III
Разработчик: Fireglow
Издатель: Руссобит-М (Россия), CDV (Европа)
Дата выхода: октябрь 2000