20 век в воспоминаниях моей бабушки. Начало здесь .
Учитывая, что главная задача Белгородского Совнархоза — это форсирование развития КМА, председатель Григорий Петрович Емельянов начал с того, что в области быстрыми темпами стали развивать строительную индустрию. Уже через год ввелась в эксплуатацию еще одна линия цементного завода. Ускоренными темпами строились кирпичные, железобетонные и другие заводы. Продолжая осваивать Губкинское месторождение, ввели в эксплуатацию вторую очередь Лебединского рудника. А впереди — строительство Южно-Коробковского, Стойленского и других горно-обогатительных комбинатов. Уже началась подготовка к строительству металлургического комбината.
Но главное — это Яковлевское месторождение, самое большое и самое недоступное. В мае 1958 года экспертной комиссией Совета технико-экономической экспертизы Госплана СССР, под председательством академика Бардина, было дано заключение по технико-экономическому обоснованию освоения Яковлевского месторождения с использованием, впервые в мире, подземных технологий глубокого водопонижения и замораживания пород на большие глубины.
Емельянов добился создания в Белгороде Всесоюзного НИИ по осушению месторождений полезных ископаемых. Съехались специалисты со всей страны. Было просверлено 26 скважин глубиной 500-800 метров вокруг месторождения. За скважинами и за тем, как они влияют на окрестности месторождения, велось постоянное наблюдение (а вода из скважин текла вкусная и очень чистая). Неожиданности могли быть различные.
В нарушение действующих в то время порядков, правда, с разрешения Совмина СССР, Емельянов одновременно дал задание на разработку технико-экономического обоснования строительства Яковлевского рудника двум проектным институтам горного дела: Московскому и Харьковскому, которые имели противоположные мнения по строительству рудника. Один институт доказывал, что строить надо открытым способом, другой — шахтным. Провели заседание Совнархоза, на которое было приглашено много ученых. Приехали ученые и из-за рубежа. Многие страны были заинтересованы в нашем уникальном руднике. Ученые двух институтов спорили, дело доходило до оскорблений, но к единому результату не пришли. Очень интересное это было заседание Совнархоза, которое длилось два дня.
Проектировали и уже начинали строить поселок, который так и назвали «Строитель» около деревни Яковлево, недалеко от Прохоровского поля, от которого начался поворот во Второй Мировой войне (наши войска пошли на Запад в наступление). Земля в этих местах заполнена металлом не только в силу природного фактора, но и металлом, оставленным после боев. Ведь здесь пролегала линия Курской Дуги. Дрались друг против друга две танковые роты. А место это необыкновенное, если кому приходилось там быть во время грозы, то знают: «гром гремит, земля трясется» — в полном смысле этого слова. И дома дрожат как при небольшом землетрясении. Страшно. Это между Белгородом и Курском, ближе к первому.
Поселок «Строитель» сразу проектировался как бы из двух частей: крупные здания и сооружения, которые строились за счет государственных средств и частный сектор — небольшие дома и коттеджи. Совнархозом, то есть нами — была проведена большая работа по обеспечению перевыполнения планов предприятиями стройиндустрии. Сверхплановую продукцию Емельянов приказал продать частникам, которые строились в поселке Строитель — по себестоимости.
Из разных мест приезжали люди в поселок и строили себе дома. А вот председателя Совнархоза Г.П.Емельянова, как бы «за разбазаривание средств» с указания обкома партии, чуть не отдали под суд. Вот так-то. Грандиозное дело, начатое Емельяновым, так и не удалось ему закончить. Он не выдержал и уехал работать обратно в Москву в Госплан СССР, где его очень ценили. Думаю, что Белгородская область, благодаря работникам Совнархоза, и, особенно, его председателю, много получила полезного для развития.
Автор: Рахманова Вера Михайловна
© «Следы памяти», Рахманова С.А., Москва, 2020 г. Все права защищены
Следующая глава здесь
Предыдущая глава здесь