Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Я не художник, потому что у меня нет фантазии: что не так в этом убеждении

Моя акварель «Юность – осень детства»
Моя акварель «Юность – осень детства»

Профессия художника окутана пеленой загадочности. Человек, далёкий от кистей и красок, представляет себе художника эдаким персонажем с подкрученными усами, в берете, который не глядя смешивает пигменты на палитре и артистично касается холста, то и дело отдаляясь и приближаясь к мольберту. В его голове теснят друг друга чудесные сюжеты, и он ставит их в очередь, чтобы в минуту вдохновения перенести прямо на холст.

Из-за этого мифа многие не берутся за обучение рисованию, хоть и чувствуют тягу к изобразительному искусству. Однако вдохновение, буйная фантазия и прочая асоциальность – далеко не первые слагаемые успеха художника.

Практически все гости моей мастерской, приходящие ко мне учиться рисовать, удивляются количеству времени, которое требуется для поиска контура обычного помидора на ветке или птичьего пера. «Да это же просто адский труд!» – восклицает обыватель, откладывая затупившийся карандаш.

Именно, коллеги. Каждая линия и форма любого предмета, каждое пятно – это плоды труда человека, желающего сказать что-нибудь языком изобразительного искусства. И в процессе изучения предметов, которые есть вокруг нас, в процессе создания маленьких зарисовок и рождаются большие замыслы. Вдохновение тут играет вспомогательную роль.

Расскажу, что меня останавливало в начале творческого пути. Тогда мне тоже казалось, что неумение творить миры – признак того, что я не могу стать художником. Мои композиции «из головы» были банальны и бессмысленны вроде попыток изобразить свой нос на фоне чашки с чаем, а навыки академического рисунка слабы. Удерживало только желание рисовать простые вещи, а потом и натюрморты, которые ставили преподаватели в вузе. Однако пугало, что многие студенты выставляли на просмотры свои творческие работы, а у меня не было такого запроса.

А потом к нам в группу пришёл новый преподаватель и дал упражнение на композицию – набор предметов, которые нужно было скомпоновать в любом порядке, меняя размеры и вид любой вещи. В куче на столе лежали: зеркало, шахматная доска с шахматами, гипсовый слепок глаза Давида и что-то ещё, что я уже не помню. И работа сразу пошла! У кого-то ожили шахматные кони, пешки видели себя в зеркале ферзями, а я изобразила королеву, уходящую вдаль по бесконечной шахматной поверхности. Оказалось, что для воображения полезны тренировки и упражнения.

У меня в мастерской
У меня в мастерской

Второй прорыв в творчестве произошёл у меня после рождения первого ребёнка. Было очень страшно менять свою социальную роль, выходить на новый уровень ответственности. С другой стороны, появился новый натурщик, дом стали заполнять детские вещи, которые складывались в тематические композиции.

И я поняла, что любая творческая работа может выглядеть как сон, где обычные предметы находятся не вполне обычных сочетаниях. В зависимости от задумки в картине меняется масштаб, моделируется свет, обобщается жизненный шум. Но для этого важно иметь опыт переживания, и, если хотите, страдания.

Также помогает насмотренность, копирование любимых художников, анализ классических примеров на предмет контрастов и композиционных приёмов, чтение биографий художников и их высказываний о творчестве. И вся эта масса знаний уже рождает что-то новое, личное, острое и притягательное.

А как вам приходят в голову творческие задумки? Поделитесь в комментариях!

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.