В первой части статьи об общественном центре Петроградской стороны я рассказывала вам о том, что, по замыслу архитектора Льва Александровича Ильина, он должен был складываться из следующих зданий: административного – для руководящих районных партийных и советских организаций, общественных – Дома культуры и школы и жилых – нескольких домов специалистов. В число последних входили Дом архитектора и Дом художника, которые, согласно проекту, занимали восточный участок новой площади между улицей Красных Зорь (Каменноостровский пр.) и рекой Карповкой, по обе стороны Малого проспекта, который планировалось пробить до самой набережной. Оба дома специалистов включали значительный набор помещений общественного пользования (библиотеки, залы для собраний и выставок и пр.), что должно было обогатить сеть обслуживающих и культурно-просветительных учреждений района.
Облик Дома архитектора сравнительно прост во всех конкурсных проектах 1932 года.
Дом художника, напротив, сложен в плане, излишне репрезентативен, его фасады перенасыщенными лепным декором и скульптурой.
Я могу ошибаться, но соседство двух столь разноплановых зданий вряд ли оказалось бы удачным. Сейчас на этом месте сквер, в котором установлен памятник Александру Степановичу Попову или, как мы называем его, «Поповский садик». Пробивка Малого проспекта к набережной реки Карповки так и не была осуществлена.
Последний элемент общественного центра Петроградской стороны – Дом культуры промкооперации (ДК Ленсовета). Первую премию на закрытом конкурсе, проведённом в 1930 году, получили архитекторы Евгений Адольфович Левинсон и Владимир Оскарович Мунц, при участии А. М. Соколова. Проектом предусматривалось размещение здесь двух театральных залов – на 2200 и 700 мест, клубного сектора, библиотеки и физкультурной группы.
Объёмная композиция здания строилась на типичном для конструктивизма контрасте 200-метрового горизонтального корпуса, вытянутого вдоль улицы Красных Зорь, и 46-метровой башни, врезанной в его северный торец, которая должна была стать высотной доминантой окружающей застройки.
К сожалению, реализовать башню в полную высоту так и не удалось. Долгие годы Евгений Адольфович Левинсон добивался окончания её возведения. В докладной записке на имя директора ДК Ленсовета, составленной в 1964 году, мэтр писал: «...выстроенная до половины своего проектного объёма башня в этом виде уродует здание в самом его ответственном месте, на пересечении Кировского проспекта и проспекта Щорса». Однако к его мнению так никто и не прислушался...
Интересно отметить, что на почтовой карточке 1935 года и на рекламе театральных постановок, проходивших в ДК в 1946 году, здание изображается близко к проектному варианту, с 50-метровой красавицей-башней.