За 25 лет преподавательской деятельности, мне регулярно приходится встречаться с тем, что либо студенты в процессе обучения учатся по принципу "на подавись" или потом не работают по профессии. Стал изучать проблему и увидел, что Россия в этом не уникальна. Во многих странах мира есть система тестирования знаний на разных стадиях становления специалиста. Практически, это выглядит как мотивационная составляющая, для карьерного роста. Будь то рабочий или менеджер может получить большую зарплату если сдаст тест на соответствие будущей должности. Все логично - хочешь большую зарплату, повышай компетенции и сдавай тесты. Это целая система, которую я изучил и решил реализовать в отдельно взятых профессиях.
А что в России сегодня, когда мы только начинаем выходить на уровень лидера в мировой экономике? Оказывается это уже было в 1906 году, после известных социальных волнений. Тогда тоже мы строили развитой капитализм и темпы экономического роста были примерно те же.
Я считаю, что сегодня в России, система оценки профессиональных компетенций в контексте компетентностного подхода к высшему образованию, является одним из вызовов современного общества. Наиболее перспективным является онтологический подход, как некая концептуальная модель рассматриваемой предметной области, характеризующая взаимосвязи между классами её структурных элементов.
Отнология, применительно к техническим системам оценки знаний подробно рассматривали в своих работах Столыпин П. А., из современных ученых Иванов А. В., Асанов В. Л., Дьяченко Л. Г., Кибальников С. Н. и другие ученые из Академии наук социальных технологий и местного самоуправления, но можно сказать, что и в настоящее время еще не выработано общей, универсальной методики оценки компетенций студентов различных отраслевых специальностей.
На сегодняшний день управление знаниями в организации становятся основой эффективного развития и одним из важнейших факторов конкурентоспособности выпускников. Важным принципом успешной организации должно выступать распространение знаний и управление ими для обеспечения значительного роста и развития. Соответственно, онтологический подход оценке компетенций - менеджмент знаний имеет высокую степень достоверности, основанной на интерполяции результатов.
Актуальность и важность проблематики управления знаниями осознается большинством специалистов, а важнейшими элементами (этапами) процесса управления знаниями признается: создание, хранение, поиск, передача (распространение) и использование знаний.
На сегодняшний день формируется новая экономика – экономика знаний, частью которой является проблема их управления. В современном мире каждая компания производит не столько товар или услугу, сколько знания. Это значит, что персонал занимается производством знаний, инновации становятся источником вновь созданной стоимости, организации превращаются в обучающие. Пусть знания и интеллектуальный капитал (нематериальные активы компании) не учитываются в бухгалтерском балансе, тем не менее, они дают значительный экономический эффект, что определяет актуальность и логику применения метода тестирования уровня полученных компетенций.
Организация контроля качества обучения, это задача, связанная с повышением производительности труда, а значит и с уровнем качества жизни всего населения России. Таким образом, формирование системы тестов для оценки профессиональных компетенций, полученных в процессе образования – одно из обязательных условий решения общенациональной задачи. Одним из самых эффективных инструментов тестирования, является компетентностно-ориентированный метод, когда оценка уровня компетентности студентов является объективным показателем степени их знаний, умений и навыков в решении задач из областей будущей профессиональной деятельности.
В настоящее время онтологии играют решающую роль при описании знаний. Онтология описывает основные концепции предметной области и определяет отношения между ними. Также, онтология вместе с множеством индивидуальных экземпляров классов составляют базу знаний.
При этом, наиболее приближенной к идеалу рассматриваются лишь некоторые отдельные аспекты представления предметно-ориентированных полей знаний с помощью формализованных тестов в виде онтологического описания. На пример, построения онтологии, позволяющей выявить междисциплинарные связи в процессе формирования профессиональных компетенций, полученных в процессе образования. Также метод позволяет описывать методики оценки компетенций научно-исследовательской деятельности студентов и их наставников.
В предлагаемой методике, под профессиональной компетенцией студента, принимаются его знания, умения и навыки, позволяющие эффективно решать задачи в областях, связанных со сферой его будущей профессиональной деятельности, а также все необходимые для этого личностные качества. Соответственно, результатом тестирования по онтологической методике будет количественная оценка способности студента решать конкретные прикладные задачи своей предметной области с учетом требуемых для этого личностных характеристик.
Каждая профессиональная компетенция, оцененная в процессе тестирования, складывается из целого ряда компонент, отражающих степень когнитивной готовности требуемых теоретических знаний, практических навыков и опыта в решении профессиональных задач, в процессе его трудовой деятельности. Таким образом, оцененные индивидуальные качества включают степень ценностного отношения студента к процессу образования, степень его мотивации на получение конкретного результата, творческий подход к решению задач, наличие навыков, позволяющих работать в команде, способность принимать решения и нести за них дальнейшую ответственность перед социумом.
Разработчики метода исходят из того, что каждая профессиональная компетенция, вне зависимости от отраслевой принадлежности проходит в своем становлении и развитии определенные ступени, формируясь в процессе изучения соответствующих учебных дисциплин и укрепляясь в результате междисциплинарных связей.
Базовые оценочные уровни оценки профессиональных компетенций, полученные в результате тестирования основаны на том, что студенты:
1. знакомы с предметной областью будущей профессиональной деятельности;
2. у них сформированы мотивации на получение квалификации в выбранной специальности;
3. сформированы необходимые в заданной предметной области теоретических знаний, как этап развития знаниевой компоненты компетенции;
4. выработаны необходимые практические навыки для работы, приобретен опыт в решении стандартных, типовых производственных прикладных задач, как этап формирования репродуктивно-деятельностной компоненты;
5. прошла адаптация теоретических знаний к особенностям выбранной профессии, как этап самоосмысления и рефлексии в выбранной профессии;
6. сформировано умение и навыки решения нестандартных, нетиповых прикладных задач в будущей профессиональной области, как этап формирования продуктивно-деятельностной компоненты;
7. пройден этап развития компетенции путем углубления знаний и навыков в предметной области зависимостей и взаимосвязей, обобщен накопленный в процессе обучения информации, анализ и синтез профессиональных знаний, как научно-исследовательский этап;
8. есть готовность к самостоятельной профессиональной деятельности, означающей устойчивое развития профессионального мастерства.
Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на канал и пишите отзывы. Вам не трудно, а автору приятно.
С уважением
Валерий Асанов
Архитектор, ДЭН, PsD, профессор.
Организация симтемного тестирования:
Регистрация в «Едином реестре судебных экспертов РФ» № 7805050086
Санкт-Петербург 2021 год.