Найти тему
ЧС ИНФО

Самолёт с первым в мире сверхпроводниковым электродвигателем готовится взлететь из Новосибирска

Сегодня, 5 февраля, на аэродроме новосибирского ФГКП «СибНИА» им. С.А. Чаплыгина начались наземные испытания летающей лаборатории – самолёта ЯК-40ЛЛ с электрическим авиадвигателем на сверхпроводниках.

Первый в мире авиационный сверхпроводниковый электродвигатель начали испытывать в гибридной силовой установке, установленной на борту летающей лаборатории. Уникальную разработку российских учёных тестируют в специально оборудованном самолёте на базе ЯК-40.

Сегодня, 5 февраля 2021 года, электрический авиадвигатель мощностью 500 киловатт начали проверять в работе. Испытания начались с запуска двигателя и рулёжки самолёта.

 Владимир Барсук
Владимир Барсук

— Сегодня проверяется взаимодействие двигательной установки с системами самолёта, — пояснил на взлётно-посадочной полосе перед началом наземных испытаний Директор СибНИА Владимир Барсук. – Важно проверить, как влияет работа силовой установки на системы самолёта.

-3

Таким образом мы начинаем проверять работоспособность электрического мотора: какую мощность он может выдать. Основная дальнейшая задача – проверка работоспособности системы двигателей и генератора во всём диапазоне скоростей: от 150 до 600 километров в час при высотах от нуля метров до девяти с половиной километров.

— В основе силовой установки – сверхпроводящие материалы. Обмотки двигателя на жидком азоте поддерживает температуру в семь градусов Кельвина, благодаря чему сопротивление на них – нулевое. Это позволяет получать от двигателя огромные мощности при небольших объёмах самой установки, — рассказал о «секретах» инновационного двигателя председатель совета директоров «СуперОкс» Андрей Вавилов.

-4

Над лётным полем экспериментального аэродрома под Новосибирском сегодня – безоблачное небо. Практически нет ветра, и ЯК-40 легко набирает скорость. Но сейчас первые испытания – полёты пассажирского авиалайнера на электродвигателе, по плану, должны начаться к 2030 году.

 Андрей Дутов
Андрей Дутов

На сегодняшний день в гражданской авиации технологии исчерпаны, и идет борьба за зеленую авиацию, за будущее авиации, за новые виды топлива. На сегодняшний день мы демонстрируем тот прорыв, который смогли сделать благодаря Федеральному фонду перспективных исследований, благодаря правительству в лице Минпромторга, это первый шаг к созданию электрического самолета

-6

— Аналогов такому двигателю в мире нет. Следующая летающая лаборатория на базе самолёта Ил-114 будет создана через два года, — поделился дальнейшими планами российских учёных генеральный директор ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов. – И этот самолёт уже будет летать на полностью электрическом двигателе. Для этого сейчас создаётся более мощная силовая электроустановка на сверхпроводимых материалах мощностью в тысячу киловатт. И сегодня – историческое событие. Потому что в гражданской авиации сегодня идёт жёсткая конкурентная борьба. И мы продемонстрировали настоящий прорыв в авиастроении: сделан первый шаг к созданию полностью электрического пассажирского самолёта на уникально эффективном двигателе.

Основная задача этой летающей лаборатории – подобрать наиболее оптимальный вариант преобразования электрической энергии в тяговую энергию двигателя. При этом в самолёте должны взаимодействовать все системы.

 Михаил Гордин
Михаил Гордин

— При сегодняшних испытаниях всё работало штатно, — подводит итог испытаниям генеральный директор ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова» Михаил Гордин, — достигли режима в тысячу двести оборотов. Никаких отклонений в работе самолёта не выявлено.

Масштабная модель летающей лаборатории и натурный образец электродвигателя на высокотемпературных сверхпроводниках уже демонстрировались на стенде ЦИАМ на Международном аэрокосмическом салоне МАКС в 2019 году. На МАКС-2021, в июле работу лаборатории собираются показать, что называется, в живую.

ЧС-инфо