Первая модификация "Аэрокобры" Р-39С была построена только в 20 экземплярах, 13 сентября 1940 г. авиакорпус армии США заказал 344 или 369 самолетов модификации P-39D, заводское обозначение "Модель 15".
Тип D получил 7,62-мм пулеметы в крыле, всего 4 штуки. Боезапас остался прежний по 270 патронов для крупнокалиберных пулеметов и 1 000 штук для обычных. Баки стали протектированные общей емкостью 454 л. Пушку ставили 37-мм М-4 с 30 снарядами. Отопление использовало не бензопечку, а отведенный горячий воздух из туннеля радиатора, он подавался из-под ног пилота, создавал небольшое избыточное давление, что не позволяло проникать в кабину пороховым газам. С помощью шлангов горячий воздух обогревал крыльевые пулеметы, на их стволы надели трубы-чехлы.
Трассы всего оружия сходились в 200 м впереди самолета.
Кислородная система лишилась бронезащиты баллонов. Предполагалось ставить радиостанцию SCR/AL-283.
Под фюзеляжем можно было подвесить дополнительный "боевой" бензобак на 283 л, что позволяло увеличить дальность полета с 960 км до 1 760 км. Помимо "боевого" бака был 566-литровый бак для перегонки самолета на большие расстояния. Кроме того самолет вместо бака мог нести бомбу весом до 600 фунтов или 272 кг.
Для предотвращения обледенения лобового стекла оно омывалось спиртовой смесью, как и винт.
Машина потяжелела, одна броня весила 111 кг, летные данные ухудшились. Максимальная скорость была только 589 км/ч, выше 4 000 м следовало резкое падение скорости.
ВВС армии США тем не менее заказывают 923 P-39D. Свой завод в Буффало с таким заказом бы не справился. На государственные средства пришлось построить большой завод в Ниагара-Фоллз. На нем самолеты собирали на четырех параллельных конвейерах. Потом "Белл" на свои средства купила еще завод в окрестностях Буффало.
Была субмодификация P-39D-1 с 20-мм пушкой "Испано" с 60 снарядами. По сравнению с истребителем с 37-мм пушкой вес залпа даже вырос с 161 кг/мин до 192 кг/мин. Боезапас у крупнокалиберных пулеметов уменьшился до 200 патронов на ствол.
В основании киля появился небольшой обтекатель-зализ. Небольшие изменения внесли в бензосистему, заменили электростартер. Всего построили 200 D-1.
Следующий вариант P-39D-2 получил двигатель V-1710-63 или Е-6 с взлетной мощностью 1 325 л. с. Он имел 5-минутный критический режим разгона до 1 550 л. с. Самолет из-за форсажа перешел на 100-октановый бензин. Емкость маслобака увеличили до 52 литров. Чтобы двигатель легче запускался в холодную погоду предусмотрели магистраль в обход радиаторов, масло туда пропускалось клапаном с термостатом. Сотовый водяной радиатор поменяли на трубчатый, которые не делился на две секции.
Последние серии получили колеса большего размера, резину с протектором. Причем протектор для бетона был с квадратным или звездообразным узором, для травы - сетчатым, зимние покрышки были не выпуклыми, а вогнутыми. Давление в шинах стало выше, в поперечном сечении они стали сплюснутыми, а не круглыми. Амортизаторы основных стоек закрыли брезентовыми "гармошками".
Для облегчения машины демонтировали систему гидравлической перезарядки пушки, теперь в воздухе при осечке стрелять было невозможно. Фотокинопулемет перенесли в правое крыло. Трубы для сброса ракет поменяли на ракетницу-пистолет с патронами. Топливную и масляную систему унифицировали с истребителем P-40, он в СССР был известен как "Томогавк" и "Киттихаук". Поставили сдвоенные триммеры на элеронах, верхний работал как триммер и управлялся из машины, а нижний был флеттнером, который отгибался при регулировке на земле и в дальнейшем оставался неподвижным.
Последние серии P-39D-2 вместо прицела ST-1А получили коллиматорный N-3A с индикацией на лобовое стекло.
Небольшое число переделали в штурмовики-разведчики P-39D-3 ( на базе D) и P-39D-4 (на базе D-1). У них была дополнительная алюминиевая броня, которая закрывала масляный и водяной радиаторы. В задней части фюзеляжа были два фотоаппарата: направленный назад - перспективный К-24, а другой - плановый К-25.
В феврале 1941 г. модификация пошла в войска. Самолет получила 31-я и 58-я истребительные группы.
Осваивали новую технику тяжело. С трудом привыкали к трехколесному шасси, задняя центровка машины, особенно без боекомплекта, могла привести к срыву в штопор. Аварийность поначалу была велика. К вооружению тоже были претензии. 37-мм пушку клинило после 1 - 2 выстрелов, потому что на высоте смазка на пушке и пулеметах густела и замерзала. Пилот просто не мог передернуть затворы фюзеляжных пулеметов специальными тросами. Крыльевые пулеметы перезаряжались специальными рукоятками в отсеках вооружения, он в полете закрывался кожаными шторами. Если пилоту надо было перезарядить пулеметы он расстегивал специальную молнию и дергал эти рукоятки, но выяснилось, что большого усилия летчик применить не может. К тому же через кожаную штору просачивались пороховые газы, что вызывало у пилота головную боль.
Летчика и важные части машины были закрыты броней. Пять 16-мм стальных плит закрывали редуктор спереди, снизу и с боков. Перед пилотской кабиной была вертикальная 6,35-мм плита. Наклонная такая же плита была ниже лобового стекла. В козырьке было 38-мм бронестекло. сзади опять была такая же плита, она закрывала двигатель и частично маслорадиаторы, помимо этого была бронеспинка сиденья из двух 5 мм стальных листов.
За головой пилота внутри фонаря было 63,5 мм бронестекло со стальной окантовкой, в сумме получалось 111 кг цементированной стальной брони и 16 кг прозрачной.
Спасибо за прочтение.
Источник: Владимир Котельников. "Аэрокобра" - Американский истребитель для сталинских соколов