Найти тему
Советы мечтателям

Немного про облив самолётов.

Сейчас зима за окошком. По этой причине хочу немного рассказать про облив самолётов. Все видят, как подъезжает большая машина к самолёту и поливает его, после чего он летит.

Противообледенительная обработка (ПОО) (деайсинг) осуществляется с помощью одной или нескольких противообледенительных машин (ПОМ) или, по-простому, деайсеров. ПОМ представляет из себя грузовик с баком с двумя типами противообледенительной жидкости (ПОЖ) и водой. На крыше ПОМ находится люлька с механиком, который, собственно, и производит облив. Температура ПОЖ на форсунке деайсера составляет от 60 до 82 градусов.

Люлька деайсера
Люлька деайсера

Обработка производится либо в один этап (удаление снежно-ледяных отложений (СЛО) либо в два этапа (удаление СЛО и предотвращение появления новых СЛО). Удаление СЛО производится с помощью жидкости I типа, разбавленной водой в соотношении 20-25% ПОЖ на 80-75% воды. Струя ПОЖ направляется почти параллельно обрабатываемой плоскости во избежание повреждения воздушного судна давлением струи ПОЖ. В случае удаления льда струя ПОЖ может направляться под иными углами. Учитывается и то, что при таянии СЛО могут разбавлять концентрацию ПОЖ. Струя направляется от передней кромки крыла к задней от наиболее высокой части к наиболее низкой. При обработке необходимо предотвращать попадание струи ПОЖ на датчики и в двигатель. Например, при обработке стабилизатора на самолёте Боинг-737 необходимо очень аккуратно обрабатывать около фюзеляжа, чтобы не попасть в воздухозаборник ВСУ. Бывали случаи остановки ВСУ из-за попадания ПОЖ. Предотвращение появления новых СЛО (в случае вылета в условиях снегопада, например) производится с помощью ПОЖ IV типа в 100% концентрации. Она, как правило, зеленого цвета. Жидкости II и III типа тоже используются для предотвращения появления СЛО, но я не был ни разу свидетелем их использования.

В соответствии со своими свойствами, жидкости Тип I образуют тонкую пленку, которая обеспечивает ограниченное время защитного действия, особенно в условиях замерзающих осадков. При применении этого типа жидкости при увеличении концентрации жидкости в смеси жидкость/вода время защитного действия не увеличивается. Жидкости Тип II, III и IV содержат загустители, которые позволяют образовывать более толстый защитный слой жидкости на внешних поверхностях ВС. Этот слой обеспечивает более длительное время защитного действия, особенно в условиях замерзающих осадков.

Обработка может производиться на месте стоянки, на точке запуска и на площадке ПОО с запущенными двигателями. На месте стоянки и на точке запуска ПОО проводится с помощью 1-2 ПОМ. Намного интереснее выглядит ПОО с запущенными двигателями. В этом случае самолёт запускается на точке запуска и на тяге маршевых двигателей следует на спецплощадку ПОО, где переводит двигатели на малый газ. В этот момент его окружают 3-4 деайсера, два из которых обрабатывают синхронно плоскости крыла, а после этого могут и зацепить фюзеляж (чтобы не нарушать концепцию «чистого самолёта»), а ещё 1 или 2 обрабатывают стабилизатор. Самое интересное – это находиться в кабине деайсера, обрабатывающего стабилизатор на широкофюзеляжных самолетах. Я находился так при обработке самолётов Боинг-777-300ER , скажу, что деайсер сильно раскачивается, так как находится позади огромного двигателя, на кабину летят брызги ПОЖ от деайсера, обрабатывающего крыло.

ПОО с запущенными двигателями с трёх деайсеров
ПОО с запущенными двигателями с трёх деайсеров

Сейчас в большинстве крупных авиакомпаний принята концепция «чистого самолёта», подразумевающая полное отсутствие СЛО на различных частях фюзеляжа. В связи с этим обрабатывают до блеска не только плоскости крыла и стабилизатор, но и:

- фюзеляж – с помощью ПОМ обрабатывается фюзеляж, но стараются не попадать на иллюминаторы, во избежание их повреждения, а также на остекление кабины пилотов. Но если вдруг всё-таки ПОЖ попадёт на остекление кабины пилотов, то с деайсера поступает струя горячей воды, а экипаж использует стеклоочистители.

Обработка фюзеляжа с ПОМ
Обработка фюзеляжа с ПОМ

- Нижняя поверхность крыла – очищается редко. СЛО там могут возникать особо обильных осадках, ну и топливный иней иногда бывает обильным. Обрабатывается с помощью специального пистолета ПОМ. Просто при некоторых условиях именно топливный иней может стать источником интенсивного образования льда, что может привести к авипроисшествию. Прецеденты давно были.

- Капоты двигателей и носовой обтекатель – обрабатываются как личный автомобиль – механическим способом с помощью скребков и щёток.

- Лопатки двигателей – греются печкой (аэродромным обогревателем/унифицированным моторным подогревателем). В двигатель ПОЖ запрещено направлять.

- Шасси/колёса – использование ПОЖ вообще не приветствуется. На колёса и тормоза, по понятным причинам, ПОЖ вообще нельзя лить.

Обработка небольшого самолёта механическим способом
Обработка небольшого самолёта механическим способом

Вроде бы всё рассказал, ничего не забыл. Если будут вопросы, могу рассказать. Облив процедура специфическая – контролировать по пунктам её выполнение почти невозможно, да и близко находится и всё видит только механик в люльке деайсера.

И ещё один момент. После дневной, а то и ночной смены, уже в раздевалке, раньше некоторые из работников уединялись в уголочке и разливали по стопочке. Это называлось «встать под облив».

Всем безопасных полетов.

-------------------------------------------------------------------------------

Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:

https://travelfoxes.livejournal.com/142704.html

Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта, поэтому фотоматериалы используются из сети Интернет, находящиеся в открытом доступе, которые могут помочь понять особенности объекта статьи. В силу особенностей политики Яндекс.Дзен, фотоматериалы на канале Яндекс.Дзен представляются в ограниченном объёме.