Каждая организация использует разное программное обеспечение, CRM , ERP системы, стандартный набор офисных программ и для работы большинства из них требуется лицензия.
В большинстве IT компаний, в которых я работал расходы на лицензии составляли от 20-25% от общих.
За каждый софт нужно платить вовремя т.к. просрочки создают проблемы: ПО блокируют и бизнес несёт убытки. И хотя сейчас стало намного проще договориться на «обещанный платеж», - это лишь отсрочка.
Поэтому информации о лицензиях на ПО всегда необходимо поддерживать в актуальном состоянии.
Отсутствие контроля за лицензиями влечет к перерасходу. Вы можете переплачивать за лицензии, потому что приобретёте ПО с необязательным функционалом или приобрести лицензию на год обойдется дешевле, чем при ежемесячной покупке.
В свободном ПО много рекламы и часто возникают ошибки. Такой софт может нарушать работу других систем, ломая бизнес-процессы. При таком раскладе на профессиональную техподдержку надеяться не придётся, и в случае неисправности, сотрудники обращаются к своим системным администраторам. Те в свою очередь, бегают от одного ПК к другому, проклиная всех и вся. Сотрудники не могут работать, - бизнес опять стоит.
И хорошо, если админы могут решить проблему через программу удаленного доступа, например, RemoteSreen или TeamViewer . В некоторых случаях проблему придется решать на месте.
Некоторые программы закупаются, но при этом не используются. Финансовые потери от подобных проблем, как правило, недооцениваются.
Ну и вишенкой на торте становятся случаи, когда сотрудники могут использовать нелегальное ПО. Такая проблема решается ограничением правами доступа. Но как показывает практика, этот вопрос можно решить простой договоренностью с админом. Признаюсь, я и сам так делал J А вот последствия такого использования для компании могут быть самыми серьезными.
Так как управлять лицензиями правильно?
Важно ответить на вопрос: что критически необходимо для бизнес-процессов?
Порядок будет следующий:
1. Определяем основные расходы на ПО
§ Определяем вендоров и смотрим на какое ПО приходится большая часть бюджета. Это может быть Oracle, Microsoft, 1С и др.
§ Актуализируем требования, которые необходимо соблюдать компании (нормативные и финансовые)
§ Определяем области риска. Ищем места где использование ПО приносит наибольшие убытки.
В дальнейшем процесс управления лицензиями можно масштабировать на всё остальное ПО компании.
2. Проводим инвентаризацию настроенного ПО
Инвентаризация даст представление в каком состоянии находятся лицензионные и ПО-активы. Руководитель должен знать, какое ПО используется в компании. Это так же справедливо и для лицензий. Следует быть в курсе какие и когда приобретены лицензии, когда заканчивается их срок действия, требуется ли продление, а от каких уже следует отказаться. Для этого необходимо получать постоянную обратную связь от своих сотрудников.
3. Закрепляем правила регламентом
Теперь нам нужно создать политику по управлению жизненным циклом лицензии для ПО. Документ должен отвечать на вопросы:
§ Что нужно сделать после окончания срока действия лицензии? Продлять или нет. И если продлять, то как?
§ Какое ПО запрещено устанавливать? Методы борьбы с несанкционированными установками.
4. После утверждения регламента приступаем к описанию процессов SAM и к их внедрению.
§ Какие лицензии мы поддерживаем и как?
§ Как работаем с вендорами? На каких условиях?
§ Какое новое ПО нам необходимо? От каких лицензий можно отказаться?
Сразу стоит продумать возможность автоматизации SAM и план по его развитию. Когда растёт бизнес, то растёт и «зоопарк» ПО. Можно привлечь стороннюю компанию-аудитора, можно «заморочиться» самим. Как правило такие решения принимаются на уровне руководства компании.
При правильном подходе к Software Asset Management можно значительно снизить издержки на ПО, наладить критические бизнес-процессы и как следствие сделать бизнес более успешным.