Это продолжение календарных статей Бусовой недели начала весны.
10 белояра (30 марта). Сошествие Буса Белояра из Ирия. Дажьбог — с гор потоки.
На востоке в год Воскресения Буса (368 г.н.э.)в эти дни проходили звезды aльфа -Овна (Хамаль) и альфа -Волопаса (Арктур).
На 10-й день после Освобождения, в воскресенье, Бус от трона Всевышнего вновь нисшёл на Землю. И после сего ещё 30 дней жил и учил среди русколан, а потом со своими сыновьями и братьями, а также «извечными спутниками» ушёл, дабы являться в иных краях.
Вила Жива его напоила живой водой, и так Бус Белояр обрёл новое тело.
Бус повторил то, что в древности совершил Вышень-Дажьбог. Дажьбог, как и Бус, по Воскресении стал набираться сил в Ирии.
Уносила Дажьбога Лебедушка
ко Рипейским горам, в светлый Ирий.
Оживляла Дажьбога живой водой
и лечила раны кровавые...
«Книга Коляды», Веда Лады
Живая вода, изливаемая Живой в Годовом Коло означает талую весеннюю воду, когда снег на вершинах гор оттаивает под весенним Солнцем. Начинают бежать первые ручьи. И с гор сходят Бус Белояр и Вышень-Дажьбог.
После Бус учит людей Прави. Он даёт людям закон — Искон Бусов. И так в мир приходит Весна.
Православное толкование
По православному календарю 30 марта отмечают день преподобного Алексия, человека Божия, умершего в 411 году. В русской традиции, в духовных стихах калик перехожих, житие преподобного Алексия предстало подобным сказанию о Дажьбоге.
По песне и житию, Алексий родился «от Слова Божия» в Риме и жил при царе Онории (исторический Гонорий, правивший с 395-го по 423 год). Его отцом был некий князь Ефимьян или, вариант, Орхимиан.
Поскольку сей Сын Слова вытеснил Буса и Дажьбога, не является ли имя отца Алексия на самом деле родовым Белояровым? Ори-ман: из рода Ория или Ария. Мать же именуют Аглаидой (Милида?). В песне его рождение описывается, как в ведическом сказании: «Да и кто растёт три годочка — Алексей три недельки. Да и кто растёт три недельки — Алексей три денёчка...» Так же быстро, как и Дажьбог, он учится грамоте — «грамота, ему, свету, воздалася».
Родители заставляют сына жениться в 12 лет, на что Алексий отвечает, что хочет не жениться, а молиться. И бежит в некую турецкую землю (замечу, Малая Азия тогда ещё не была турецкой, тюрки жили на Алтае и в Семиречье). Там он становится молельником и святым. Через 10 лет он возвращается в Рим неузнанным, ему строят келью, где он и молится ещё 34 года. Потом умирает и по особому росному благовонию, распространившемуся по городу, все узнают, что это был святой. И наконец, родители признают, что это был их сын. Такая благочестивая история.
Следует только заметить, что во время жизни Алексия (355–411) в Риме происходило немало событий, о коих стоит вспомнить. Например, за эти неполные 56 лет в Риме сменились 17 императоров, варвары стали главенствовать на Балканах и напирать на границы Греции и Рима. В Риме были разрушены все языческие храмы, началось преследование и истребление языческого жречества, запрещена Олимпиада (последняя была в 393 году).
Тогда церковь получила право конфисковать имущество язычников и разбогатела необычайно. Центром христианского мира стал Рим, власть духовная стала много важнее власти императоров. А сын римского сановника Алексий, одержимый юношеским максимализмом и религиозным рвением, бежит не в Иерусалим, находившийся под властью Рима. Он бежит за границу, в некую «турецкую землю». Не в Лебедию-Русь ли, землю торчинов или туров, именуемых тогда тоурцами? А в некоторых вариантах песен адрес уточняется: сначала Алексий приплывает в Одес-град или в Индей-град, то есть в скифо-сарматские Одессу или Синдику (совр. Анапа). И, кстати, эти земли впоследствии входили в Оттоманскую империю.
Заметим и то, что Алексий решил встать на путь религиозного служения и бежал из Рима именно в год распятия Буса Белояра. В песне так и поется: «сравнялося Алексию двенадцать лет...», а родился он в 355 году. То есть в сей песне калики перехожие поминают именно 368 год, начало Коло Сварога.
В народно-православном видении он занял место самого Буса Белояра и Дажьбога. В духовных стихах бегство Алексия из Рима описано по образцу ухода в Навь Дажьбога (Алексий, так же как Дажьбог, оставляет при уходе волшебное золотое кольцо и пояс своей супруге). А возвращение его на лодочке подобно возвращению Дажьбога на корабле Коляды после зимнего заточения (см. в «Книге Коляды» песнь из «Веды Лады»).
Одновременно это возвращение Алексия-Дажьбога и Алексия-Буса после распятия его Мареной-Смертью. Он лечится в Ирии, а потом возвращается к людям для проповеди Стези Прави.
То есть сии песни и рассказы об Алексии, человеке Божьем, заняли место преданий и Бояновых песен о Бусе.
* * *
* * *
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке) . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси.