Весной прошлого года совершили поездку в интересное место - заброшенное село Николо Царевна в глухих местах Переславского района Ярославской области.
Это село, стоящее в верховьях реки Сабли, известно с 17-го века. Официальное название села Никольское в Волнине. Еще раньше — Рождественский погост. В 1865 году в селе насчитывалось 58 дворов. Население 179 мужчин, 210 женщин. В селе даже имелось училище. Неподалеку было родовое имение Марии Нагой (Нагая Слобода), последней жены Ивана Грозного. Когда в Угличе начались беспорядки после странного самоубийства (или, всё же, убийства) царевича Дмитрия, его мать Мария решила укрыться в этих краях. По пути она нашла приют в селе Никольском. Уезжая, царица оставила денег на постройку храма. А село с тех пор стали называть Николо-Царевной. Очевидно, со временем храм перестроили, освятив его во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Постройка современной церкви датируется 1816 годом (по другим источникам 1811 год). В храме был придел в честь Николая Мирликийского Чудотворца. В советское время село переименовали в Свободное, уничтожили колокольню и трапезную, а саму церковь использовали под склад зерна. Сейчас село полностью заброшено.
Рассказывая об этом месте, нельзя не упомянуть о последнем жителе Николо-Царевны. Дмитрий Бранец не был уроженцем этих мест. Он был инженером и работал в Москве. Распад СССР и последовавшие события глубоко повлияли на него и он твердо убежденный, что именно крестьянство станет опорой страны и поможет ее возродить, приехал сюда из Москвы, и предполагал заняться фермерством. Его семья не последовала за ним. Однако сам Дмитрий был полон энтузиазма, отказ семьи последовать за ним его не остановил и через какое то время по переписке нашел новую спутницу, которая переехала к нему. Но все же городской житель, никогда не имевший отношения к сельским работам, хоть и полный желания к труду, не смог организовать крупное фермерское хозяйство. Деньги из кредита быстро закончились, закупленные инструменты частично пришли в негодность. Наемные работники разбежались. Обработать такое количество земли без наемного труда было нереально. Прожив в деревне 18 лет, он так и не построил себе нового добротного дома. Но ему удалось добиться от местных властей возвращения селу старинного названия — Николо-Царевна. Дмитрий Бранец умер в 2008 году, его спутница перебралась в село рядом и с тех пор Николо-Царевна стоит совершенно заброшенная и никому не нужная.
Мы сворачиваем с трассы М8 у знаменитого монумента
Памятник конструктору танка Т-34 Михаилу Ильичу Кошкину.
Танк Т-34 своим стволом указывает направление на малую родину конструктора, село Брынчаги. На указателе именно так и написано: Брынчаги, Родина Кошкина М. И. конструктора танка.
По пути заезжаем в сами Брынчаги. Памятный монумент в Брынчагах
В Брынчагах также сохранился и восстанавливается большой храм
Оригинальная роспись в храме не сохранилась
В этом месте у Дмитрия на 80м Ланд Круйзере возникла проблема. Толи от тряски по рабитой дороге которая ведет в Брынчаги, толи еще от чего, развинтились болты полуоси заднего колеса и она выпала
Экипаж поездку продолжил, но на проходимости машины это сказалось.
В село Николо Царевна ведет грунтовая глинистая дорога.
Постепенно она все ухудшается и ухудшается и ехавший с нами ниссан кашкай пришлось оставить на полпути
Едем дальше
Ближе к самому селу дорога значительно ухудшается. Тяжелый Лэнд Круйзер лишившийся части своей проходимости из-за поломки начинает испытывать трудности
В ход пошла лебедка
Лэнд круйзер был успешно извлечен. Едем дальше
Преодолеваем еще несколько сложных мест
И вот наконец мы у цели
На въезде в село раньше была табличка с его названием которую Дмитрий Бранец вырезал вручную, но мы ее не нашли. Видимо унесли мародеры.
Памятный крест установленный здесь Дмитрию Бранцу.
Незадолго до смерти Дмитрия, про него был снят документальный фильм режиссером Алексеем Аристовым. В документальном фильме показана жизнь христианских отшельников, которые живут в труднодоступных местах России.
Сам дом Дмитрия Бранца уже в нежилом состоянии
Рядом еще один дом в гораздо более плохом состоянии
Больше домов тут нет. Чуть дальше в зарослях стоят руины храма.
Судя по остаткам лесов Дмитрий Бранец предпринимал какие то попытки восстановить или законсервировать храм
Сохранились фрагменты росписи
Рядом с храмом когда то было кладбище. Торчащие из земли обелиски на которых уже не разобрать надписи - все что от него осталось
Пока мы исследовали заброшенное село прошел дождь. Дорога обратно стала сложнее
На УАЗе даже в ход пошла лебедка
Джимни побуксовав немного все сложные участки проехал сам
Вернулись к началу дороги, забрали Кашкай и дальше поехали в урочище Тархов Холм - самая высокая точка Ярославской области - 292,4 м.
По легенде верхняя часть холма - рукотворная и там был похоронен крупный татарский вельможа. Либо там просто какоето время была ставка хана. Отсюда, якобы, и название холма: Татарский хан → Тархан → Тархов.
В XIV веке на холме появилось поселение, вероятно, монастырь или монашеский скит; больши́м оно быть не могло в связи с нехваткой воды. В XV—XVI веке были вырыты пруды у подножия холма. В последней четверти XV — начале XVII века на вершине стоял монастырь. Вероятно он был разрушен в Смутное время и восстановлен как Николо-Вознесенский в конце XVII века. Монастырь был упразднён Екатериной II в советское время остатки монастыря и надгробия были полностью уничтожены. Одноименная деревня рядом сейчас полностью заброшена. Сохранилось несколько домов
На внедорожнике можно попасть на самую высокую точку холма
В 2000-х годах на вершине холма установлен крест, освящённый архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом; возобновлена традиция крестного хода
С холма открывается красивый вид
Встретив на холме закат отправляемся домой
Об этой поездке есть видео на моем ютуб-канале. Смотрите кому интересно