Кто платит – тот и заказывает музыку. Если ещё кто-то не в курсе, Netflix – это один из главных (а, возможно, и главный) по масштабам рупоров демократической пропаганды в индустрии кино. Необходимо протолкнуть в массы толерантность или феминизм – Netflix тут как тут: угнетённые чёрные, недопонятые гомосексуалисты и трансгендеры, всемогущие женщины на первом плане, а весь мир крутится вокруг них. Требуется укоренить в умах подписчиков либеральные ценности – Netflix со смаком расскажет, как правильно жить сегодняшним днём в своё удовольствие, наплевав на все моральные устои и традиции предыдущих поколений. Смешать христиан с религиозными фанатиками – всегда пожалуйста. Ну а уж если имеется заказ на извечных конкурентов республиканцев – в ход идут все уловки и ухищрения, на которые только способна мультимедийная компания.
В данной связи фильм Аарона Соркина «Суд над чикагской семёркой», который в своё время хотел снимать другой известный демократ Стивен Спилберг, попал в поле зрения Netflix как нельзя кстати. Первоначально выпускать картину в широкий прокат хотела Paramount Pictures, но из-за пандемии этого не случилось, и Netflix, подсуетившись, прибрал «Семёрку» к рукам. Для чего? Да для того, чтобы выпустить его аккурат ко дню выборов президента США в ноябре (дата премьеры – 16 октября 2020 года)! Стоит ли при таких обстоятельствах удивляться посылу картины и её общей направленности? Очевидно, нет.
Сюжет фильма основан на истории так называемой Чикагской семёрки, обвинённой пришедшим к власти федеральным правительством республиканца Никсона в заговоре и подстрекательстве к беспорядкам во время протестов против войны во Вьетнаме, организованных по случаю национального съезда Демократической партии 1968 года. Само собой сдавшее полномочия правительство демократа Джонсона состав преступления в действиях демонстрантов не видело, а вот маньяки и вурдалаки республиканцы решили попить кровушки разнузданных хиппи по полной программе, публично выпороть и унизить борцов за мир во всём мире, равенство и свободу.
При этом Соркин почему-то тактично умалчивает о том, что именно президент от демократической партии Линдон Джонсон фактически развязал указанную войну. Но зачем отвлекаться на никому не нужные факты, правда же? Гораздо важнее показать балаганную суть судебного процесса над свободолюбивыми гражданами, изобразить все ужасы закостеневшей системы (чего только связанный негр с кляпом во рту стоит – ужас!) и наоборот – выставить героями бесстрашных принципиальных людей, которые смеялись в лицо глупому старому предвзятому судье, и не предали таки свои правые убеждения. Вот только зачем это всё, в чём мораль – нейтральному зрителю не совсем понятно.
Если, например, в «Тёмных водах» адвокат Роберт Билотт открыл миру глаза на то, что тефлон в сковородках – это зло, если в «Дело Коллини» ставился дискуссионный юридический вопрос о квалификации преступлений жертв фашизма против бывших палачей, то в ленте Соркина идея фильма и его значение за внешним антуражем утекает, как песок сквозь пальцы. Нарисовать красивую картину, как всё было плохо в судебной системе США при республиканцах, и как замечательно – при демократах, попутно отдав дань соответствующим диванным войскам, тем самым условным хиппи, которые громко истерят, но вообще ни на что не влияют по сути? Ну, так простите – а как тогда быть с республиканскими активистами, ворвавшимися в начале нового 2021 года в Капитолий? Они ведь тоже никого не убили, не захватили насильственно власть в стране, а просто выразили таким образом свою гражданскую позицию. И что же свободные, либеральные, толерантные демократы? Пожали оппонентам руки и отпустили домой с миром? Хрен там. К слову лидеру и гитаристу метал группы Iced earth Джонну Шафферу грозит теперь до 10 лет лишения свободы только за то, что его запечатлели камеры среди группы активистов внутри Капитолия с баллончиком спрея против медведей в руке. Причём суд в Индиане (по месту его жительства) проводить не стали, депортировав Джона в Вашингтон. Ну вот и посмотрим теперь, какой будет справедливый и честный «демократический» суд, ведь если разобраться, ситуации довольно схожи. Только Чикагскую семёрку тогда всё-таки отпустили (несмотря на полторы сотни пострадавших стражей порядка, призывы к насилию среди организаторов демонстрации и проч.), а насчёт Шаффера сейчас такой уверенности почему-то нет.
Учитывая изложенное, сдаётся, что натасканная на такие вещи пропаганда специально ищет и находит удобные для экранизации случаи в истории США, а неудобные – в упор не видит. Закон что дышло – куда повернул, туда и вышло. Как видно, с кинематографом то же самое. Мы будем приятно удивлены и с радостью поменяем своё мнение о Netflix, когда эти ребята расскажут миру о том, что на одного президента-демократа приходится больше развязанных войн, чем на одного президента-республиканца (2,88 против 2,75); о восьми войнах демократа Вудро Вильсона; о бомбёжках и развале Югославии при демократе Клинтоне и о многих других грехах их однопартийцев, включая подобные судебные процессы и преследование несогласных по политическим мотивам.
Пока же этого не случилось (и вряд ли когда-то произойдёт), Netflix и соответственно продукты, выходящие под данным брендом, остаются в представлении «Консервов» либо чистым развлечением (как правило, с кучей побочных минусов) либо же, как в настоящем случае, заказной пропагандой. Единственное различие состоит лишь в том, насколько успешно была выполнена та или иная постановка. Соркину в отличие от того же Финчера (на «Манк» ещё будет отзыв, следите за обновлениями) удалось разнообразить материал и подать его более или менее интересно для беспристрастного зрителя. Внушительный актёрский состав и элементы шоу пошли на пользу судебной драме, хотя, конечно, пафосная концовка с громогласными аплодисментами здесь выглядит, как пережиток старого Голливуда, и в кино 21 века воспринимается бывалыми киноманами с симптоматическим подташниванием. В свою очередь, если хотите увидеть действительно странных персонажей в мантиях – посмотрите лучше ленту «Правосудие для всех» (1979) Нормана Джуисона. Там, по крайней мере, без явных политических агиток.