Найти тему

Что нужно знать о травле каждому, чтобы уметь с ней справляться

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Последние несколько постов моего канала посвящены непростой теме - травли и опыту людей, которые смогли успешно справиться с ситуациями.

В этой статье хочу поделиться разбором этапов и аспектов самого явления буллинга - чтобы человек - будь то мама ребенка, попавшего в подобную ситуацию или взрослый, перенесший травлю ранее - смогли больше понять и увидеть выходы.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Любое явление проще понять и рассмотреть, если разбить его на части. Вот и я предлагаю есть слона по частям.

Итак:

1. Определение.
Травля (или буллинг) - повторяющиеся открытые и скрытые слова и действия, производимые одним или несколькими людьми в отношении другого. Здесь обязательно присутствует стремление причинить вред (то есть, нападающая сторона довольно хорошо понимает, что ее действия - разрушительны. Хотя и может не до конца отдавать себе в этом отчет.

Также, часто присутствует реальная или кажущаяся разница в силе.
Неравенство сил, повторяемость и чересчур высокая чувствительность жертвы - три существенных признака травли.

2. Причины.
Причины буллинга часто кроются в подавляющем воспитании и дети "переносят" агрессию из домашней среды, "выплескивая" ее на более слабых и беззащитных.

Сюда можно также включить борьбу за лидерство (либо - самоутверждение) -
через ущемление достоинства другого человека.

3. Типы травли

Вариаций травли несколько, и здесь сложно оценивать - какой из них - самый тяжелый, так как это зависит от состояния жертвы - того, какие посылы ей труднее всего перенести.

а). Прямой - физический. (Это подзатыльники, выяснение отношений на заднем дворе школы, тычки, щипки и т.д.).
б). Вербальный (унижение словами, клички, обзывания и т.д.)
в). Поведенческий (преследователь принуждает жертву перенести тяжелые для нее ситуации: сплетни, интриги, игнорирование со стороны группы (бойкоты), вымогательства и прочее.
г.) Кибербуллинг (перенос травли в сеть. Для сегодняшних подростков - один из самых тяжелых из-за чувства незащищенности у жертвы).

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

4. Роли.

В булинге, как и в другом общественном явлении (даже если оно носит отрицательный характер) -
есть четко определенные роли.

а). Инициатор (преследователь).
Основная фигура, агрессивно настроенная, создающая подавление. Как правило - это один человек, который вовлекает других "дружить" против кого-то.
б). Помощник инициатора. Один или несколько "друзей" инициатора, которые активно поддерживают подавляющие действия.
в). Жертва. Человек, против которого направлены разрушительные силы, также который не может найти в себе сил ответить, дать отпор.
г). Защитник жертвы. Человек, имеющий добрые побуждения, а также состояние, что он не может спокойно наблюдать за происходящим. По мере сил и возможностей - пытается помочь жертве, защитить ее. Часто - имеющий больше сил на противостояние.
д). Наблюдатель. В силу особенностей своего характера (страх, или фиксированные идеи - "не вмешиваться - сами разберутся"), является пассивным свидетелем происходящих (зачастую, жестоких) событий рядом.

5. Кто чаще всего становится жертвой

В школьном формате жертвами, или "белыми воронами" часто становятся дети, у которых:
а) присутствуют физические недостатки
б) особенности поведения
в) особенности внешности
г) низкие навыки адаптации+повышенная чувствительность
д) низкий уровень интеллекта (здесь ситуация двоякая - человек может стать как жертвой, так и преследователем)

6. Поведение жертвы

Здесь оговорюсь - что это
приблизительный набор характеристик. И с учетом того, что все люди разные - что-то может присутствовать, а что-то - нет.

а) его школьные принадлежности (ручки, портфель, тетрадки-книжки) часто могут быть разбросаны или спрятаны подавителем.
б) на уроках ведет себя боязливо, тихо, часто теряется
в) другая крайность - наоборот - пытается заявить о себе, но не может отразить нападок, тушуется.
г) когда отвечает - в классе начинает распространяться шум, комментарии, смешки, подколки
д) во время перемен старается находиться отстранившись от других сверстников - прячется на другом этаже, или замыкается, не контактирует с другими.
е)старается находиться недалеко от учителей, взрослых (с ними чаще находит общий язык).

7. Последствия школьной травли

Очень часто эти последствия не дают спокойно жить всю оставшуюся жизнь:
а) нарушение социальных связей
б) отверженность, ощущение, что "меня не любят"
в) низкий статус в группе
г) проблемы в учебе, коммуникациях
д) развитие (или повышение риска развития) нервно-психических расстройств (невроз, депрессия, нарушение сна и аппетита)
е) длительный стресс
ж) апатия

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

8. Преследователь - кто он

Часто преследователями (буллями) становятся
дети или подростки, которые сами воспитываются в условиях подавления. Не имея сил и возможностей ответить токсичным взрослым, они находят более слабого человека, на котором "отыгрывают" те болезненные эмоции и ощущения, которые получили ранее

- дети из неполных семей, ощущающие свою ущербность
- дети из властных и авторитарных семей
- дети из конфликтных семей
- дети с низкой успеваемостью

9. Зрители

Еще одна интересная категория в ситуация травли. Это те, кто не участвует активно в травле, но ежедневно наблюдает картину подавления.

Заступаться за жертву может быть страшно, примыкать к преследователям - не хочется. Что делать - непонятно. И в этой ситуации безмолвного попустительства человек проводит длительное время.

Минус этой роли в том, что в таком качестве человек день за днем наблюдает за страданиями жертвы, чувство жалости, сочувствия - притупляется, человек становится более черствым.

(Здесь оговорюсь- это не значит, что человек в подобной ситуации обязательно должен бежать спасать жертву травли. Нет. Один из методов реагирования - привлечь взрослых, рассказать родителям. Но, как правило, зритель бездействует. )

10. Причины травли в конкретном классе

Существует версия (и я с ней согласна), что
буллинг присутствует в классе со слабым учителем (или учителями). Само явление можно рассматривать как вариацию нарушения дисциплины, установленных правил.
В случае с травлей
взрослый не хочет или не может урегулировать подобную ситуацию.
Жертвы травли часто думают, что взрослые (педагоги) этого не видят. На самом же деле, если это длительный конфликт, это говорит о том, что взрослый, по какой-то причине сливается (в нескольких своих предыдущих статьях я рассказывала об инфантильной учительнице, которая все видела и знала, но особо не торопилась что-либо делать).

11. Насилие - что делать

А. Жертвы должны научиться стоять за себя, не молчать, давать отпор (если это ситуация, которая перешла во взрослую жизнь, то здесь может помочь работа со специалистом).
Б. Агрессоры должны отвечать за свои действия, и научиться другой модели поведения.
В. Свидетели должны научиться не поощрять подавление, не утаивать его, быть способными сообщить взрослым.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца.

Я надеюсь, что пост внесет для кого-то ясность в такое явление, как травля, и поможет найти выход из ситуации.

Если статья вам понравилась, поставьте лайк, пожалуйста. И напишите в комментариях - сталкивались ли вы с травлей?

Вот еще несколько статей моего канала на эту тему:
Наталья Цымбаленко -Мама, остановившая травлю своего ребенка и начальник управления информационной политики

8 известных личностей, которые справились с травлей в школе

Буллинг: как остановить травлю ребенка