Найти тему
Толкачев. Истории

Как читать детям сказки? Особое мнение в книге В. Проппа "Морфология волшебной сказки" и в иллюстрациях А.Шаниной

Оглавление

"Сказки, как старые друзья, их надо навещать время от времени?" - cказал создатель "Игры престолов" Джордж Мартин.

Анна Шанина
Анна Шанина

Что из этого получилось у покорителя сердец любителей фэнтези, нам известно.

А вот что творится с нами, когда мы обращаемся к сказке?

Интересную версию еще в 1928 году выдвинул один из крупнейших исследователей проблемы - фольклорист В.Я. Пропп в книге "Морфология волшебной сказки".

"Сказка...заключает в себе нечто, как нельзя более отвечающее интеллектуальным потребностям человека в его стремлении к самосознанию, к восприятию универсальной системы семиотических оппозиций, моделирующих мир".

То есть, грубо говоря, речь идет об источнике интеллекта, дающем навигацию по сложнейшему устройству человеческого бытия.

Анна Шанина
Анна Шанина

Только вопрос. Мы правильный выбрали маршрут, когда читаем сказку?

В чем однобокость нашего понимания сказки при чтении ее детям?

Мы в основном, когда рассказываем сказку детям, понимаем ее по сюжету и мотивам, что было установлено еще во второй половине 19 века русским ученым А.Н.Веселовским: "Возьмите сказку в ее цельности, изучите в ней сплав разных мотивов, рассмотрите ее в связи со сказками того же народа..."

Анна Шанина
Анна Шанина

Пример.

"Много князь ее уговаривал, заповедал не покидать высока терема".

Заметно управление поведением, назидательность, давление по схеме: "не ходи - тебе опасно, а мне можно".

Но в этом случае на второй план для читателя уходит действие. Почему "уговаривал"? Как "уговаривал"? Что еще делал? Что она делала? Что другие делали? - это все оказывается неважно.

Анна Шанина
Анна Шанина

Альтернативный подход Проппа

Фольклорист предлагает освободиться от мотива.

Анна Шанина
Анна Шанина

Он раскрывает еще одну сторону понимания и подачи сказки - через функции действующих лиц. Его вывод:

«Композиционное единство сказки кроется не в каких-нибудь особенностях человеческой психики, не в особенности художественного творчества, оно кроется в исторической реальности прошлого».

Марья Моревна уезжает на войну - это действие, которое просто должно состояться, - это данность времени, и все. Если искать мотивы, то мы соврем, потому что плохо знаем тот контекст. И к тому же у нее много может быть мотивов, да вдобавок они могут меняться.

Пропп делает удивительное открытие!

«Если все волшебные сказки так единообразны по своей форме, то не значит ли это, что все они происходят из одного источника? <…> Но от себя мы можем ответить хотя бы в виде предположения: да, похоже, что это так».

Выведывание, похищение, вредительство, приказание, перемещение, заточение, испытание, преследование, волшебство, борьба, победа, пощада, возвращение, спасение.

За перестановкой этих частей речи и кроются все перипетии сюжетов сказок. Но еще важно, что образ проходит нашу инициацию, становится нам ближе, мы его вводим в нашу систему ценностей, актуализируем, через него меряем свои функции в жизни, в отношениях родителей и детей, в столкновениях детей с обществом, определяем цену своих поступков.

Анна Шанина
Анна Шанина

Будем честными перед собой! Определяя функции героев сказок мы научимся конструировать нужный сказочный образ, наделять его не только качествами, которых не хватает нам в жизни, но и тайной, - ведь образ нужно не только анализировать, но и наслаждаться им, и извлекать в нем новый потенциал влияния на поведение ребенка.

Иллюстрации удивительного художника Анны Шаниной здесь не случайны. Они показывают, насколько это прекрасно - наслаждаться художественным образом. Оказывается, что сказки живы, если к ним постоянно обращаться: читать, рассказывать, рисовать...

Анна Шанина
Анна Шанина

И тогда наши дети не будут попадать под негативное влияние грубоватых, хамовитых, вульгарных образов, навязанных в мультфильмах из-за океана.

Не поленимся назвать некоторых:

Садист Рэтиган ("Великий мышиный сыщик"), «мутированные в дебрях канализации» Нинзя, террористы - пингвины из «Мадагаскара» с захватом теплохода и взятием в заложники капитана, король из «Шрека 2» - заказчик убийства, трансвестит из «Шрека 3", «Любовнички" («Акулья история»), и наконец, семейная чета Гомера и Мардж Симпсонов, демонстрирующая, что главное в жизни - быть дураками.

Интересно, что увлекаясь их безумной суетой со спецэффектами в кадре, дети начисто выключаются из собственной жизни, не видят, что происходит вокруг и в книгах, не играют в реальные игры, не видят себя!!!

Анна Шанина
Анна Шанина

Читайте на канале о необычных способах влияния на детей:

Почему дети в творчестве Тамары Мюллер изображены как наши пороки?

Почему мультфильм Юрия Норштейна "Лиса и заяц" нельзя показывать детям?

Творчество художника-иллюстратора Анны Шаниной можно увидеть в ее Инстаграме

Анна Шанина
Анна Шанина

#искусство

#акварельная иллюстрация

#культура

Заходите на канал "Напиши шедевр". У нас много интересного!