Найти в Дзене
АО "МТТ"

Как создать отдел продаж с нуля

Оглавление

Какова глобальная ошибка бизнесменов, открывающих свой отдел продаж? Пренебрежение моделированием. Многие считают, что достаточно купить менеджерам телефоны — и все заработает по инерции. Но есть 6 этапов, которые нельзя опускать, если вы хотите прибыльный проект.

1. Составить план продаж

Нужно четко понимать, какую сумму вы получите через квартал, год или 5 лет. Проще всего рассчитать схему, опираясь на результаты предыдущих периодов.

Базовые показатели:

  • средняя цена за единицу товара,
  • объем продаж (количество реализованных товаров),
  • выручка,
  • прибыль.

Если прослеживается положительная динамика, прибавьте 15–30 %; если фирма в кризисном состоянии, не меняйте или срежьте показатели.

2. Продумать организационную структуру

Одноступенчатая модель востребована, когда продается простой продукт, нужен личный контакт с покупателем. Это самый легкоуправляемый формат.

1 руководитель и 1 команда: менеджеры работают по всем этапам, начальник следит за общими показателями
1 руководитель и 1 команда: менеджеры работают по всем этапам, начальник следит за общими показателями

Двухступенчатая модель — это 2 группы: одна ищет новых клиентов, другая обслуживает текущих. Схема подходит компаниям, где есть постоянные покупатели, выстроена широкая воронка продаж.

Оптимально, чтобы в подчинении 1 руководителя было не больше 7 сотрудников
Оптимально, чтобы в подчинении 1 руководителя было не больше 7 сотрудников

3. Просчитать расходы

Составить структуру бюджета поможет таблица:

-4

Не забудьте заложить непредвиденные расходы.

4. Составить документацию

До сотрудников надо четко донести, как действовать в различных ситуациях, на каких условиях предлагать товар. Иначе в критический момент вы услышите излюбленное «я все понял по-другому».

Основные документы: регламенты бизнес-процессов, должностные инструкции, договоры купли–продажи, обучения, прайс-листы.

5. Автоматизировать процессы

Однотипные задачи не дают менеджерам сконцентрироваться на продажах. Переложите рутину на IT-сервисы — СRM-систему и платформу IP-телефонии.

Что делает СRM:

  • Собирает информацию о клиенте — возраст, доход, контакты.
  • Управляет продажами — фиксируется каждый этап сделки, менеджерам приходят напоминаниях о задачах.
  • Упрощает документооборот — файлы в едином месте, доступ в режиме 24/7.

Обязательно интегрируйте CRM с виртуальной телефонной станцией (ВАТС). ВАТС не только сокращает расходы на связь до 90 %; в связке с федеральным номером 8 800 вы получаете:

  • Всегда свободную линию — принимаются до 100 вызовов одновременно.
  • На 30 % больше звонков — ведь для клиента по всей РФ разговор бесплатен.
  • Автоматическое распределение вызовов — в зависимости от темы обращения, занятости сотрудника, времени суток.
  • Умную переадресацию — если менеджер не в офисе, платформа отправит звонок на мобильный.
  • Контроль сотрудников — сервис фиксирует число пропущенных, отвеченных, ведет запись разговоров.

Мы объединяем IP-телефонию с популярными AmoCRM и Битрикс24. Эксперты МТТ настроят обе системы, и вам не придется привлекать специалиста.

6. Найти правильных менеджеров

Бизнес-тренер Денис Федоренко советует набирать сотрудников в зависимости от типа продаж.

На активные продажи (клиента ищете вы) нужны энергичные, уверенные люди, способные убеждать. В пассивных продажах (покупатель приходит сам) лучше себя проявят менеджеры, ориентированные на доверительное общение, создание уютной обстановки.

В любом случае в модели не должно быть препятствий для клиента. Как проверить? Протестируйте этапы на себе, попросите знакомых выступить в роли покупателей — так вы прочувствуете барьеры и вовремя их устраните.