Найти тему

Опера в стиле фолк

 Новосибирский театр оперы и балета активно работает с подрастающим поколением
Новосибирский театр оперы и балета активно работает с подрастающим поколением

Прошедший сезон был юбилейным для крупнейшего музыкального театра Сибири, одного из федеральных оперных театров страны – ровесник Великой Победы отметил свое 75-летие. К сожалению карантинно-пандемийные реалии сильно испортили праздник – не дали отметить дату как следует.

Хотя вопреки обстоятельствам многое было и сделано – например, организованы замечательные выставки, посвященные истории и творчеству театра, которые экспонировались в музеях Новосибирска. Однако свое главное слово – творческие отчеты в виде премьер опер и балетов – театр уверенно говорит уже в нынешнем, 76-м по счету сезоне.

За прошедшие полсезона только оперная труппа выпускала премьеры каждый месяц – «Иоланта», «Дидона и Эней», «Кащей бессмертный», «Снегурочка», «Волшебная флейта». Темп ошеломляющий, но он понятен: необходимо «отдавать долги» – и госзаданию, и родной и любимой сибирской публике, да и артистам, засидевшимся на карантине.

Среди череды классических шедевров «для взрослых» не затерялись и спектакли для подрастающего поколения: у театра – грандиозная детская афиша, последним приобретением которой стала опера в двух картинах с прологом новосибирского композитора Александра Абраменко (либретто Владимира Высотина по мотивам сказки Самуила Маршака) «Сказка про козлика».

Главный режиссер театра Вячеслав Стародубцев утверждает:

«Именно музыкальный театр – это тот симбиоз, который способен моментально проникнуть в ребенка, ведь он не просто услышит музыку, как на концерте, но еще и увидит действие, и в игровой манере научится воспринимать музыкальный мир.В нашем визуальном Digital-мире очень важна картинка, поэтому именно оперный спектакль поможет детям полюбить и осмыслить все комплексно».

И Новосибирская Опера самым активным образом вовлекает юных в свое пространство, целенаправленно растит себе будущую публику среди маленьких сибиряков.

Здесь учредили целую студию для детей «НОВАТ Пикколо», в рамках которой не только готовят новые детские спектакли, но и реализуют развивающие формы общения с пришедшими в театр детьми. Одни только красочные буклеты к спектаклям чего стоят – веселые, привлекательные, занимательные, с ребусами, игровыми заданиями, забавными стишками и доступными объяснениями о тех или иных реалиях музыкального театра – они помогают играючи войти ребенку в новый для него мир и полюбить его.

В последние годы репертуар театра пополнился такими операми для детей как «Кот в сапогах» и «Красная шапочка» Цезаря Кюи, «Терем-теремок» Ильи Польского, «Стойкий оловянный солдатик» и «Опера про кашку, кошку и молоко» Сергея Баневича, музыкальными спектаклями «Крибле, крабле, бумс!» на музыку Бориса Чайковского и «Урок пения» на музыку Аркадия Островского.

Новая опера Александра Абраменко «Сказка про козлика» (ее мировая премьера прошла в этом сезоне именно в Новосибирском театре) превосходно вписывается в эту стратегию. Она идет на малой сцене театра (Зал имени Исидора Зака – реконструированный и вновь открытый для публики три года назад) всего 45 минут и рассчитана на восприятие уже пятилетнего ребенка.

Ее музыка задорна и ярка: вся построена на фольклорных интонациях, сдобренных современным звучанием, ключевую роль в котором играют ударные, задающие затейливые ритмические структуры.

 Поклоны после исполнения оперы Александра Абраменко «Сказка про козлика»
Поклоны после исполнения оперы Александра Абраменко «Сказка про козлика»

Ритм, пульсация – одна из основ музыки вообще: улавливающая и воспроизводящая вибрации вселенной ритмическая структура любого сочинения определяет очень многое в восприятии человека, именно благодаря ее «шаманским» качествам она способна буквально гипнотизировать и манить, завораживать и не отпускать.

Правда, в акустически очень звонком зале, где изрядно резонирует деревянный лестничный подиум, на котором располагаются зрительские ряды, группа ударных показалась слишком выразительной, порой, мешавшей балансу певцов и инструментального ансамбля. Вокалистам иной раз приходилось нелегко, и это тем жальче, что их музыкальная речь, какую им вменил композитор, заслуживает того, чтобы быть услышанной и прочувствованной публикой: яркая мелодика фольклорного замеса, с одной стороны, абсолютно узнаваема и близка благодаря своим архитепическим качествам, с другой, приятно удивляет новизной, свежестью, неклишированностью композиторского мышления.

А еще у персонажей в устах – вкусное, колоритное слово, которое также желательно, чтобы не пролетело мимо ушей маленьких театралов.

Постановка Вячеслава Стародубцева абсолютно ориентирована на детскую аудиторию, она получилась игровой и праздничной. С первыми нотами партитуры выкатываются на сцену озорные скоморохи, наряженные сценографом Тимуром Гуляевым в стилизованные дымковские костюмы.

Благодаря вертепной эстраде в центре сцены, снабженной множеством занавесей, в мгновение ока меняется локация разворачивающегося действа: базарная площадь сменяется крестьянской избой, деревенский двор – дремучим лесом. Подобная лоскутному одеялу декорация создает ощущение уюта и какого-то по-настоящему домашнего веселья.

Потешные игровые моменты сквозят во всем – и в лошадках-коровках на палочке, и в звериных масках – утрированно больших и рогатых-косматых, и в поющих нестройным квартетом волках.

Игровое начало расцветает пышным цветом и в искусстве артистов, которые, при всей нешуточной оперности опуса, все же здесь больше не певцы, а именно лицедеи. Колоритные образы создают Галина Кузнецова (Баба) и Виктор Дитенбир (Дед), Руслан Балягов (Ковбой – продавец коня) и Анна Даттай (Скоморошина), а Константин Захаров (Козлик) и Роман Верещагин (Цыган) запоминаются еще и своим ярким пением.

Драйвовое звучание оркестра под управлением молодого маэстро Эльдара Нагиева поддерживало ощущение веселья и доброй сказки со счастливы концом.

16 февраля 2021 г., "Новости классической музыки"